ArmA 3
ArmA 3 — хардкорный тактический шутер с ролевыми элементами и очень глубокой проработкой условий сражения как и в пешем бою, так и на транспортных средствах. Движок игры — Real Virtuality 4. Третья по счёту из серии игр ArmA. Является ремейком Arma: Armed Assault. Игра вышла 12 сентября 2013 года. Присутствует как и однопользовательская игра, так и мультиплеер. В игре доступно множество видов стрелкового оружия, транспортных средств, включая воздушные и плавательные. Есть возможность подводного плаванья. Действие игры происходит на просторах трёх островов в недалеком будущем, основанных на реальных прототипах.
Системные требования
- Процессор: Intel Dual-Core 2.4 GHz / AMD Dual-Core Athlon 2.5 GHz;
- Видеокарта: NVIDIA GeForce 8800GT / ATI Radeon HD 3830 / Intel HD Graphics 4000;
- Объем видеопамяти: 512 MB;
- Объем оперативной памяти: 2 GB;
- Свободное место на жестком диске: 15 GB.
Сюжет
Время действия — будущее, 2035-й год. США заняты противостоянием с Китаем в Тихом океане, Турция терпит последствия некой катастрофы, а в Греции затихает 10-летняя гражданская война.
Основная кампания
- Пролог игры. Короткая кампания из одного эпизода, рассказывающая предысторию событий основной кампании. Позиционируется как обучающая. Она была выпущена вместе с очередным бесплатным обновлением Steam в июле 2014 года и содержит дополнительные элементы, разработанные уже после релиза игры.
- «Выжить». На американскую миротворческую базу на острове Стратис прибывает капрал Бен Керри для помощи миротворцам в свертывании базы. Во время переправки армейских грузовиков к берегу их колонну атакуют, и они узнают по связи о начале некоего вторжения на остров. Кэрри, вместе с сержантом Адамсом, пытается вернуться на базу, отражая атаки внезапно ставших теперь врагами местных правительственных войск (AAF). Обнаружив, что база уничтожена, они выходят на связь с выжившими солдатами НАТО и идут на их поиски. Однако сержант Адамс подрывается на мине, и Кэрри продолжает путь в одиночестве. Он находит последние НАТОвские силы на острове — около двух десятков солдат под командованием капитана Скотта Миллера, удерживающих базу Максвелл. В последующие два дня, отряды Миллера выполняют ряд боевых задач на острове, а затем эвакуируются из Стратиса по воде. На острове высаживаются силы CSAT — Иранских вооруженных сил, союзные местному правительству. Катер Керри атакуют с воздуха, и капрал теряет сознание.
- «Приспособиться». Капрал Керри приходит в себя на побережье Алтиса и присоединяется к FIA — местным повстанцам, сражающимся против иранских войск и подконтрольного им правительства. Капитан Миллер, имевший среди повстанцев контакты, также находится и воюет на стороне FIA, однако параллельно выполняет какое-то собственное задание, о котором никому не известно. Выполняя различные миссии, Кэрри дожидается вторжения на остров НАТОвских войск и возвращается в строй.
- «Победить». Керри снова в составе НАТО. Вместе с бойцами он захватывает важные части Алтиса. В этой части кампании есть 2 концовки (зависят от выбора игрока):
- Керри решает спасти вышедшего с ним на связь лейтенанта Джеймса, тот умирает от полученных ран, но перед смертью просит Керри отвезти некий грузовик с базы неподалеку к Миллеру. Сержант выполняет его просьбу и по прибытию к капитану обвиняет его в саботаже конфликта, Миллер забирает грузовик и обещает вернутся за Керри, CSAT начинают широкомасштабное наступление на Алтис и НАТО вынуждено отступить. Через некоторое время Миллер связывается с сержантом и говорит что не может вернутся в зону боевых действий и забрать его. В результате Керри бежит с острова самостоятельно.
- Керри следует к командованию НАТО и штурмует последнюю позицию AAF, город Софию, в результате чего враг капитулирует. Через 6 недель Кэрри будет сопровождать журналиста и в конце ему доложат, что он срочно нужен командованию для решения серьёзной проблемы.
Игровой процесс
Только в самой своей основе геймплей Arma 3 отвечает требованиям современного рынка (то есть тут наличествуют вооруженный протагонист, враги и пушки). Все, что простирается за пределы базовой модели, — сплошной кошмар маркетолога.
Как и в прошлых «Армах», нас выгружают на некий выдуманный остров; на сей раз это Альтис — клочок греческой земли в Средиземном море. Здесь будут сражаться силы НАТО и могучая армия Ирана (за что в Исламской Республике игру уже успели запретить).
Впрочем, сражаться будут именно силы и армии, а солдаты… солдаты будут творить все что угодно, кроме привычных рядовому игроку перестрелок. Вместо них — утомительные марш-броски (от тяжелого дыхания героя становится душно), штурмы деревень ползком на брюхе в траве, натужные поиски хотя бы силуэта врага и редкие выстрелы в сторону, где он гипотетически расположился. Вдохновляет?
А должно вдохновлять. Такие телодвижения куда больше напоминают настоящий бой, долгий, изнурительный и смертельно опасный. Не утерпел, высунул голову из-за куста — и проглотил немой упрек, доставленный вражеской пулей. Положим, одно попадание вы выдержите и даже сами перевяжете рану, но второе и третье станут путевкой в мир иной (к последнему сохранению).
На наше счастье, война предполагает применение несметного количества техники, оружия и тактик боя. Разумеется, есть и уйма средств передвижения: броневики, вертолеты, танки, квадроциклы и даже гражданские автомобили. И ездить вроде как веселее, чем на своих двоих наматывать бесконечные километры, но как только обстоятельства не оставят выбора (а рано или поздно это случится), придется упасть в траву, зацепиться взглядом за мушку и уповать на случай. Будьте осторожны — десятиминутная поездка до линии фронта не стоит того, чтобы умереть от случайного попадания.
Прежде чем браться за Arma 3, строго необходимо решить для себя: «А мне-то оно надо? По мне ли игра, которая совсем уже не игра?» Употреблять «Арму» через силу — занятие неблагодарное и мучительное.
Мультплеер
Зайдя в игру, вы обнаружите множество серверов, и большинство забиты до отказа. Где-то режим игры не шибко выдающийся: выбери оружие, прикупи оборудование — и вперед, к славе. Базы, знаете ли, сами себя не захватят. Другое дело — модификации, которых уже сейчас немало. Например, ролевая надстройка, где нужно разживаться провизией и питьем. Как мы знаем, любительское творчество ARMA имеет привычку вырастать в самостоятельные проекты — настолько там все бывает хорошо.
Но сетевые забавы спустят шкуру гораздо быстрее потасовок с ботами (они пока присутствуют только в виде демонстраций, эдакой BDSM-версии обучающих миссий). Просторы Альтиса — настоящая Империя Кемперов, причем совершенно законная: игровой процесс располагает к скрытности как ничто другое. Даже самое осторожное передвижение может закончиться в самый неожиданный момент: как правило, одним выстрелом. Опять же если вы к такому не готовы, то лучше и не притрагиваться. Нервы целее будут.
Управление
Еще не известно, уцелел ли тот ломтик стратегии (строительство базы и раздача глобальных приказов), что был в сюжетной кампании Arma 2, но управление отдельно взятым отрядом никуда не делось. Если вам досталась роль командира, компьютерных напарников можно наставить на путь истинный: встать туда, целиться сюда, присесть или лечь. Но игра в прапорщика — дело неблагодарное по ряду причин.
Первая — интерфейс. Из какого гримуара по черной магии Bohemia Interactive достали способы управления, одному черту известно. Действие — по нажатии на колесико мыши (да еще прокрутить потом), смена положения тела размазана по нескольким кнопкам, запросы по рации вообще логике не подчиняются. Сплошь контекстные меню да списки. Первобытный хаос. Пока вы пересядете с водительского сиденья на место стрелка, вашу бронированную колымагу три раза взорвут и дважды скатят с горки в море.
В области «менеджмента», понятное дело, все так же скверно.
Вторая проблема — сбои ИИ. В целом, мозги у солдат на месте: если мы ими не командуем, болванчики бодро барахтаются в растительности и неплохо стреляют. Но если роль начальника отвели нам, напарники всеми силами саботируют операцию. Например, при выборе позиции «ошибаются» на несколько метров: вроде приказ был — занять пост у окна, а черта с два! Ренегаты сбиваются кучей в углу и притворяются радаром — синхронно, как пловчихи, поворачиваются вслед за невидимым врагом. Тоже польза, конечно, но не в пыльном же глухом коридоре!
Кроме того, реакция компьютерных соратников на триггеры непредсказуема, как поведение субатомных частиц. Надо срочно занять холм и эвакуироваться на вертолете, но весь отряд почему-то ходит кругами у подножия, а пулеметчик исполняет некий танец вприсядку. Такие молодчики запросто угробят вам задание (хотя таковых сейчас немного — обучение да стрельбище), особенно если их заклинило до автосохранения.
Зато любоваться пляшущими в истерике идиотами можно без судорог глазного нерва. Внешне «Арма» похорошела и встала почти в один ряд с современными шутерами: всякие эффекты со светом, тени, красивые травинки и безупречное небо. На скриншотах, правда, всего этого великолепия не увидеть. Жаль.
Вердикт
Легко противопоставлять Arma 3 нынешним шутерам и считать его исключительность само собой разумеющейся, но от правды не убежишь. Никакого терпения не хватит, если вы ожидаете стандартного «фана» и динамичных смертоубийств. Несмотря на солидный перечень второстепенных занятий, основа игры удручающе неповоротлива и тяжела.
Тем и хороша — впечатления от «Армы» совершенно другого сорта, гораздо более тонкие и специфические, чем от простого боевика. Здесь придется много думать, осторожничать, двигаться вместе с товарищами и не выбиваться из строя, беречь скудное снаряжение и грамотно его расходовать. Желательно в компании живых людей, а не ботов.