Doom 3 (с англ. «рок, обречённость, погибель») — научно-фантастический шутер от первого лица, разработанный компанией id Software и изданный Activision в 2012 году. Действие игры происходит в 2145 году в научно-исследовательском центре Объединённой аэрокосмической корпорации (UAC) на Марсе. «Doom 3» является ремейком оригинальной игры «Doom», но с новой графикой и игровым движком.
Основа сюжета такая же как и предыдущих частей — десантник (главный герой) прибывает на Марс для несения службы. Но для триквела id Software сделали более детальный сюжет, сфокусировав усилия на пересказе истории и создании напряженно-пугающей атмосферы. Во многом благодаря работе сценариста Мэтью Костелло (профессиональный писатель-фантаст) события и атмосфера игры пронизаны духом фильмов «Чужие» (режиссер Джеймс Кэмерон) и «Живые мертвецы» (режиссер Джордж Ромеро).
Doom 3 отличается от предыдущих игр серии наличием скриптовых сцен, подготавливающих игрока к действиям. Как и в остальных научно-фантастических играх-хоррорах, таких как System Shock, System Shock 2, Aliens versus Predator 2, составной частью гемплея Doom 3 является сбор информации в виде сообщений различных форматов (текст, аудио и видео), в которых представлена информация о настроениях среди сотрудников, событиях в игре и т.п., включая коды шкафов и дверей.
В основе сюжета — изучение учёными из Объединённой Аэрокосмической Корпорации (ОАК, в оригинале Union Aerospace Corporation — UAC) руин древней марсианской цивилизации, в частности табличек с описание технологий телепортации. Согласно информации из табличек, древние марсиане, проводя эксперименты по телепортации, обнаружили, что перемещение происходит через некое измерение. Позднее оказалось, что было открыто измерение, похожее на Ад в христианском представлении и населенное агрессивными существами, а эксперименты по телепортации открыли путь для вторжения. Для остановки вторжения был создан (ценой жизни большой части древних марсиан) мощный артефакт (в игре известен как «Душекуб»). Будучи заряженным множеством душ, артефакт был вручен самому сильному воину марсианского народа для победы над демонами и закрытия портала в Ад.
Из-за гибели почти всей расы, оставшийся в живых покинули Марс путем телепортации в неизвестное место, перед этим написав предупреждение всем, кто прилетит на Марс, не воссоздавать данную технологию дабы избежать повторного вторжения. В игре присутствуют намеки, что беженцы обосновались на Земле, то есть являются предками людей. Также упоминается, что когда-то давно демоны присутствовали на Земле, но покинули ее (по неизвестным причинам), стремясь теперь туда вернуться.
Душекуб и древние письмена были обнаружены учеными из UAC, которые использовали информацию из них для воссоздания той же самой технологии телепортации. Под руководством Малькольма Бетругера ученые все больше углублялись в исследования телепортации и адского измерения, в частности посылая туда исследовательские команды и даже захватывая экземпляры местной фауны (ценой многих человеческих жизней). Эксперименты команды Бетругера оказывали разрушающее влияние на персонал базы, особенно комплекса Дельта, где и проводились эксперименты. В аудио и текстовых сообщениях, что попадаются в процессе игры приводится много информации о странных феноменах, подозрительных несчастных случаях на производстве, массовой паранойе и психозе сотрудников базы.
15 ноября 2145 года с Земли на Марс прилетел генеральный инспектор Эллиот Свонн в сопровождении телохранителя, посланный советом директоров UAC расследовать события на базе, а также солдат пополнения (главный протагонист). Сразу заподозрив Бетругера, Свонн вступил в конфликт с ним, обвиняя его в незаконным экспериментах и грозя отстранением учёного от работы — все это отражено в скриптовых сценах по ходу игры.
Тем временем, Солдат знакомиться с новым местом работы и встречается с мастер-сержантом Томасом Келли (командир охраны), от которого получает своё первое задание: найти пропавшего без вести доктора Джонатана Иши. Пройдя по подземному уровню Марс-Сити, Солдат находит учёного в старом центре связи, где узнает от него о существовании Дьявола в ином измерении.
Незадолго до встречи Солдата с Иши, Бетругер отнес Душекуб в Ад и привел в действие главный телепорт, из-за чего демоны вторглись на Марс. Вторжение Ада на марсианскую базу вырвало из преисподней множество бестелесных погибших душ, которые поработили большую часть населения базы, превратив их в зомби и изуродованные человекоподобные организмы. Тех же, кто пережил первую волну вторжения, демонические силы пытаются выслеживать и деморализовать, устраивая ловушки и убивая людей по одному. Большая часть солдат, выживших после первой волны атаки, была уничтожены демонами и зомби.
На протяжении большой части игры Солдат с боем пробирается по базе до центра связи, параллельно со Свонном и его телохранителем Джеком Кэмпбеллом. В центре связи Солдат в зависимости от решения игрока может либо выполнить задание сержанта Келли по вызову подмоги, либо послушать Свонна и не вызывать её. При выборе второго варианта на экране появится Бетругер, который заявляет что он сам вызовет подкрепления — то есть выбор игрока не влияет ни на дальнейший сюжет, ни на концовку игры.
Пытаясь воссоединиться с отрядом сержанта Келли в комплексе Дельта, солдат узнаёт, что Бетругер решил уничтожить вызванные десантником подкрепления, которые были на пути к Марсу, и использовать их корабли для того, чтобы демоны смогли проникнуть на Землю и завоевать её. В Дельте солдат обнаруживает, что солдаты сержанта превратились в монстров, а сам Келли связывается с солдатом и сообщает ему, что в комплексе Дельта слишком опасно и что он идёт в ремонтные помещения. Продвигаясь по комплексу десантник находит выжившего — бывшего помощника Бетругера, доктора Йена Маккормика, от которого узнаёт о Душекубе и о портале в Ад, где был спрятан артефакт. Портал находился в 4 секторе комплекса Дельта.
Добравшись до 4 сектора комплекса Дельта, солдат находит Главный Телепорт, но Бетругер использует технологию телепортации для перемещения солдата в Ад, где, как он надеялся, того ждет смерть от когтей и зубов орд демонов. Однако солдат пробился через них и победил Стража, огромного безглазого демона, использующего меньших созданий, именуемых «искателями», для того, чтобы «видеть» врага. Страж хранил в себе Душекуб, который солдат забрал обратно на Марс, где он узнал, что хотя его действия и лишили Бетругера возможности использовать технологию телепортации, но демоны создали собственный портал в преисподнюю, они открыли проход между Адом и Марсом, расположенный неподалёку от места археологических раскопок.
Вернувшись на Марс, в комплекс Дельта, морпех продолжает сражаться с зомби и демонами и неожиданно натыкается на раненного Свонна. Тот сообщает ему что они с телохранителем подверглись нападению сержанта Томаса Келли и Кэмпбелл пошёл за ним. В Вычислительном Центре солдат находит и умирающего Джека Кэмпбелла, у которого сержант похитил BFG9000. Дойдя до некоего открытого объекта появляется Келли, которого Бетругер превратил в кибернетическое чудовище. Справившись с бывшим начальником, морпех забирает BFG9000 и продолжает двигаться к раскопу.
Добравшись до раскопа, игрок с помощью Душекуба побеждает «Ультимативного воина Ада», Кибердемона, охраняющего Адскую дыру. После победы над Кибердемоном, Душекуб врывается в Адскую дыру, охладив и запечатав её навсегда. Финальная сцена показывает нам главного героя, единственного, кто пережил вторжение на марсианскую базу, спасаемого прибывшими десантниками из флота, мёртвого Эллиота Свонна, и Бетругера, скрывшегося в Аду и превратившегося в огромного драконоподобного демона Маледикта.
Первые же кадры игры ставят любого геймера в тупик. Безымянный солдат прибывает на Марс. Он проходит регистрацию, сталкивается в баре со своими сослуживцами, получает защитный костюм, табельный пистолет, фонарик и простейшее задание — разыскать пропавшего на базе ученого. Если после первых десяти минут у вас не возникнет острого чувства дежа-вю, то вы, должно быть, не играли в лучшую игру 1998 года по версии всего земшара. Дело в том, что DOOM 3 отчаянно напоминает не, собственно, первоисточник, а… Half-Life. Завязки настолько похожи, что ты просто не веришь своим глазам. Здесь же — эксперимент, вышедший из-под контроля, ваши коллеги, превратившиеся в зомби и долгая дорога домой…
Дальше начинаются совсем уж неприличные вещи. Игра, которую мы ждали столько лет, вдруг начинает прикидываться всеми сюжетными экшенами по очереди. Поиграв в Half-Life, id вспоминают про Aliens vs. Predator и устраивают нам очередной сеанс дежа-вю. Все, как положено — темно, страшно и шумно. Во встроенном наушнике захлебываются от ужаса ваши коллеги. Что-то очень большое пытается разодрать лапами металлическую дверь. Фонарик с трудом выхватывает из темноты чьи-то силуэты. И когда id, наконец, отрабатывают все положенные по сценарию устрашающие сценки, выходят ОНИ.
При виде первого зомби, которыей вываливается на тебя из темноты и нечленораздельно мычит, тут же забываешь про все свое журналистское бурчание. Потому что, во-первых, — страшно, во-вторых — атмосферно, а в-третьих — интересно. Все незамысловатое цитирование отходит на второй план, когда до тебя доходит, с каким тщанием выполнен DOOM III. id, пожалуй, единственная студия на Земле, способная потратить столько времени на доведение своего продукта до зеркального блеска.
В результате, сочетание визуального шока и грамотно сочетаемой атмосферы делают свое дело — ты начинаешь трястись мелкой дрожью и судорожно шарить фонариком по углам. Более того — эта находка на полном серьезе видится мне гениальной — вы не можете одновременно светить и стрелять. В результате, оказываясь перед очередным темным коридором, вы встаете перед выбором — передвигаться на ощупь, но с шотганом в руках или с фонарем, но без оружия. И в том, и другом случае — страшно до мурашек по коже. Когда из-за бочек выполз первый демон, — я, честное слово, подпрыгнул на месте. id очень грамотно тасуют классические пугалки и лобовой хоррор в духе какого-нибудь “Рассвета Мертвецов”. В итоге — первые этапы исполнены безупречной, выверенной до каждой капли адреналина атмосферой. Да, — ничего нового в этом нет, да, — перед нами просто высокотехнологичная компиляция всего, что уже было, но что с того? Если, во-первых, — красиво, а во-вторых — страшно?..
Самый важный элемент в геймплее Doom 3 — атмосфера. Большинство уровней созданы очень тёмными, чтобы создать чувство беспомощности и напугать игрока. Игра также сильно опирается на световые эффекты для создания подходящего настроения. Читатели Daily Telegraph назвали Doom 3 самой страшной игрой всех времен. Немалую роль играет нелогичная, но удачная находка разработчиков — игрок не может одновременно использовать фонарик и оружие. Таким образом, каждую секунду боя в тёмном помещении игроку приходится выбирать: стрелять практически вслепую или видеть своего противника, но не иметь реальной возможности ему противостоять.
Появление сильных врагов (боссов) сопровождается новыми эффектами освещения и/или роликами на движке игры. Чтобы достичь лучшего эффекта, это происходит обычно в тёмной комнате, или в комнате, где внезапно выключается свет. Почти все действие игры происходит в закрытых помещениях, что обеспечивает много возможностей для внезапности.
Men of War: Assault Squad (В тылу врага 2: Штурм) – это самостоятельное дополнение к…
Terminator: Dark Fate - Defiance — тактическая стратегия в реальном времени по вселенной «Терминатора». Игра…
В Гранд-Чиене паника и хаос: бесследно пропал президент, и власть в стране захватила военная группировка…
SuperPower 3 — идеальная игра для маньяков с манией величия, которые убеждены, что способны управлять миром…
Humankind («Человечество») — компьютерная игра в жанре глобальной пошаговой 4X-стратегии, разрабатываемая французской компанией Amplitude Studios…
Factorio — компьютерная игра в жанре симулятора строительства и управления, разрабатываемая независимой чешской студией Wube…