GTA 3 вышла в 2001 году. Это была первая игра этой серии в полном 3D, то есть полностью использовались мощности игрового компьютера. Использование реального мира города, с первого взгляда — безнаказанность совершенных действий (преступлений), всегда добавляет ту точку не возврата в игре, которая никогда не будет достигнута в реальной жизни. Поэтому играют в эту игру, где все дозволено. Это симулятор жизни. Играя в GTA III — геймплей несколько напомнил игру Mafia: The City of Lost Heaven, хотя в каждой из игр есть своя изюминка.
События Grand Theft Auto 3 происходят в вымышленном американском городе Либерти-Сити, прототипом для которого послужил Нью-Йорк. Протагонистом игры выступает безымянный преступник, ставший жертвой преступного сговора своей подруги Каталины, и Мигеля, члена колумбийского наркокартеля. В игре присутствуют элементы автосимулятора и шутера от 3-го лица.
Концепция игры и геймплей в сочетании с использованием 3D-движка игры впервые в данной серии игр, способствовали тому, что Grand Theft Auto III была хорошо встречена геймерами и стала самой продаваемой видеоигрой 2001 года и вместе с последующими играми серии, Grand Theft Auto: Vice City и Grand Theft Auto: San Andreas, оказала значительное влияние на игровую индустрию и продажи игровой приставки PlayStation 2.
GTA 3 — игра в жанре аction-adventure, сочетающая в себе элементы шутера от 3-го лица и элементы автосимулятора в большом и открытом для исследования игровом мире, с классическим для этого жанра управлением.
Игра развивает основные идеи геймплея прошлой игры серии — Grand Theft Auto 2: игроку предстоит выполнять, преимущественно криминальные и противозаконные задания, выдаваемые различными персонажами игры.
Большинство миссий игрок получает от криминальных боссов и прочих персонажей игры, а также при помощи нескольких телефонных автоматов, расположенных на территории города. Но также можно получить дополнительные поручения, если игрок доберётся до определённого места в игровом мире или сядет в определённый автомобиль. После того, как игрок получает задание, он не может браться за выполнение других миссий, пока не завершит (или провалит) текущую.
Вне транспортного средства главный герой, управляемый игроком, может ходить, бегать, прыгать, а также использовать оружие и драться врукопашную, но не умеет плавать. Игроки могут управлять различными транспортными средствами, в том числе водными и самолётом. Открытое окружение позволяет игрокам свободно передвигаться и выбирать, чем они будут заниматься в игровом мире. Однако для того, чтобы пройти игру и открыть новые районы города, необходимо выполнять сюжетные миссии, в остальном же они не обязательны и могут быть завершены игроком в любое время. Вне миссий игрок свободен в действиях и передвижении, и может совершать многие противозаконные в реальном мире действия: убивать прохожих и полицейских, угонять и взрывать автомобили и т. д. Совершение уголовных преступлений привлекает внимание органов правопорядка и повышает уровень розыска игрока полицией.
Если персонажа арестуют или он погибнет от полученных травм, персонаж игрока появляется вновь у полицейского участка или госпиталя, соответственно лишенный арсенала оружия и бронежилета, а также части денежных средств, ушедших на дачу взяток или лечение. Фактически, персонаж игрока в Grand Theft Auto III неограничен в количестве жизней, в отличие от Grand Theft Auto и Grand Theft Auto 2, где количество жизней было ограничено. Это позволяет персонажу «умереть» столько раз, сколько заблагорассудится игроку, делая невозможным закончить игру раньше времени.
Одной из главных особенностей предыдущих игр серии, перекочевавшая без изменений в Grand Theft Auto III, была возможность зарабатывать деньги совершая различные преступления — воруя или уничтожая транспортные средства, убивая мирных жителей. Количество наличных денег более не является главным требованием к открытию новых районов. Отныне это зависит от прохождения сюжетных заданий. Кроме того, игрок волен в любое время вернуться во все разблокированные районы города. Однако с открытием новых областей, пребывание в предыдущих становится опаснее, в связи с нападением на персонажа игрока вражеских группировок.
Интерфейс игры был пересмотрен. На мини-карте отображается местоположение игрока, ключевые точки (места сохранений и получения заданий) и цели заданий. Уровни здоровья и брони указаны в числовом формате; добавлены часы, показывающие внутриигровое время. Было решено отказаться от показателей уважения, как в Grand Theft Auto 2. Отныне отношение членов группировок к персонажу игрока зависит от продвижения по сюжету.
В игре сохранились внутриигровые бонусы, такие как аптечка, бронежилет, взятка полиции (понижающая уровень розыска полицией на один уровень), адреналиновая пилюля (замедляющая внутриигровое время и увеличивающая силу удара).
Grand Theft Auto III стала первой игрой в серии, в которой отсутствовал мультиплеер. Однако с помощью одной из любительских модификаций, известной как Multi Theft Auto, удалось вернуть многопользовательский режим.
Игровые задания делятся на два вида: сюжетные и побочные. Сами по себе сюжетные задания линейны, их прохождение продвигает заранее написанный сюжет и открывает доступ к новым районам Либерти-Сити. Часть сюжетных заданий не является обязательной.
Кроме 73 основных сюжетных миссий существуют дополнительные второстепенные миссии — миссии на автомобилях городских служб, внедорожниках, миссии угона автомобилей и прочие. В игре сохранились присутствующие в Grand Theft Auto 2Rampage-миссии, активизирующиеся, когда протагонист брал один из находящихся по всему городу значков в виде черепа. При этом игрок получает дополнительную секретную миссию, смысл которой состоит в том, чтобы за 2 минуты уничтожить определённое количество участников или транспортных средств определенной банды при помощи какого-либо вида оружия. Также из предыдущей игры серии вернулись т. н. «уникальные прыжки» — на территории города располагаются трамплины, в том числе 20 уникальных, за совершенные с которых прыжки на автомобилях, кроме денежного бонуса, игрок получает ещё и сообщение об исполнении уникального прыжка.
За каждое успешно выполненное задание игрок получает вознаграждение: денежное или в виде оружия и автотранспорта.
Grand Theft Auto III стала первой трёхмерной игрой в серии. В игре, в отличие от предыдущих игр серии, был использован трёхмерный движок Renderware, который впоследствии был задействован в последующих играх Rockstar. Небывалая свобода действий, присущая играм GTA в целом, стала ключевой возможностью Grand Theft Auto III.
Появились радиостанции различных музыкальных стилей, которые игрок мог прослушивать, находясь в машине. Также имеется возможность загружать в игру собственные музыкальные треки в формате MP3, которые потом воспроизводятся на отдельной радиостанции.
В GTA 3 протагонист имеет возможность одновременно переносить по одному виду оружия каждого типа. Оружие в игре представлено огнестрельным, оружием ближнего боя (врукопашную и бейсбольная бита) и взрывчатыми веществами. Его набор во многом похож на выбор оружия из Grand Theft Auto и Grand Theft Auto 2, как, например, M1911, Micro Uzi, АК-47 и M16A1, реактивный гранатомёт и огнемёт, которые основаны на аналогичном оружии из GTA; дробовик и метательное оружие (бутылки с зажигательной смесью и ручные гранаты) из Grand Theft Auto 2. Также появилось несколько полностью новых видов вооружения.
Благодаря трёхмерному движку игры появилась возможность использовать прицел в снайперской винтовке и вид от первого лица в M16A1 и реактивном гранатомете. Также появилась возможность вести стрельбу из транспортного средства, используя Micro Uzi, при включении вида «сбоку» в транспортном средстве. Ношение некоторых видов оружия ограничивает скорость передвижения протагониста. Оружие можно приобретать в специализированных магазинах, получить за выполнение некоторых игровых заданий или подобрать у убитых членов различных криминальных группировок. Также оружие возможно получить, собирая «секретные пакеты», располагающиеся в различных местах на территории игрового города. За каждые собранные 10 пакетов игрок получает в виде бонуса один из видов оружия.
В игре представлено 54 вида транспортных средств, включая 4 лодки и 1 самолёт, которые доступны для управления игроку. Большинство представляют собой обычные автомобили, однако имеются и специальные автомобили, принадлежащие членам определённых банд, а также служебные машины — автомобили скорой помощи, полицейские автомобили, пожарные автомобили, танк (точнее, Rhino — импровизированная боевая машина с пушкой, переделанная из серийного фургона).
В Grand Theft Auto III была улучшена физика транспортных средств, но она всё ещё остаётся довольно недоработанной и несовершенной. Транспортные средства имеют систему повреждений, однако они лишь визуальны (с помощью коллизий) и на их технические характеристики влияния не оказывают.
Находясь внутри транспортного средства, игрок имеет возможность изменять камеру обзора — выбирая вид «с бампера автомобиля», от третьего лица, вид сверху, кинематографическую камеру.
Действие игры разворачивается в 2001 году в вымышленном городе Либерти-Сити (англ. Liberty City), который располагается на восточном побережье Северной Америки, а его прототипом послужил реальный Нью-Йорк.
Игрок выступает в роли безмолвного и безымянного наёмника, который при ограблении банка был подстрелен своей же сообщницей Каталиной, после чего был арестован и осуждён. Однако при транспортировке заключённых, среди которых был главный герой, на полицейский кортеж было совершено нападение, которое позволило герою совершить побег.
Имя героя никогда не упоминается, главы преступных семей называют его обычно «Парень» (англ. Kid) или «Тузик» (англ. Fido, когда хотят подчеркнуть его роль посыльного или человека, выполняющего всю грязную работу). Его имя — Клод — можно найти в ресурсах игры, также раскрывается в Grand Theft Auto: San Andreas, где он появляется в эпизодической роли вместе с Каталиной.
Отсидевшись в убежище вместе с сокамерником Эйт-боллом (8-Ball, в переводе — неудачник, в русской версии его зовут просто Лысый), он примыкает к итальянской мафиозной семье Леоне. Поначалу выполняя задания посыльного, главный герой быстро продвигается и становится значимой фигурой в семье. Во время выполнения одного из заданий он знакомится с женой крестного отца семьи, Марией. Она влюбляется в него и, во время одной из ссор с мужем, говорит, что переспала с ним. Крёстный отец, Сальваторе Леоне, решает устранить главного героя, но тот, благодаря Марии, бежит под покровительство якудза — японской мафии.
После этого главный герой начинает работать на Якудзу. Сперва он выполняет поручения Асуки, подруги Марии, а после помогает другим криминальным авторитетам.
Но в момент его стычек с колумбийским картелем он встречает Каталину, которая после убивает Асуку и похищает Марию, требуя выкуп. Главному герою удаётся спасти Марию и сбить вертолёт, на котором пыталась улететь Каталина.
Действие игры разворачивается в 2001 году в вымышленном городе Либерти-Сити (англ. Liberty City), который напоминает реальный Нью-Йорк и копирует его районы Бруклин и Манхэттен. Либерти-Сити располагается на двух островах: Портленд (англ. Portland), Стаунтон (англ. Staunton Island) и части материка Прибрежная долина (англ. Shoreside Vale), сообщение между которыми осуществляется по навесным мостам, подземным автотуннелям и метро. Каждый район отличается от других архитектурой, населением, доступным транспортом, местными криминальными группировками. Портленд является бедной индустриальной частью города. Стаунтон — это бизнес-центр Либерти-Сити, а Шорсайд Вейл — богатое предместье города, включающее городскую дамбу, частные виллы и аэропорт.
В начале игры игроку доступен только 1 остров Портленд, а транспортное сообщение с другими частями города перекрыто. Однако, по мере прохождения сюжетных миссий игры доступными становятся и 2 других района Либерти-Сити.
Помимо вида от третьего лица, игра содержит ряд дополнительных камер, в том числе кинематографичный вид (камеры переключаются автоматически, подыскивая лучший ракурс) и вид сверху, характерный для Grand Theft Auto и Grand Theft Auto 2. В отличие от консольной версии, где разрешение экрана выставлено по умолчанию, версия для персональных компьютеров поддерживала разрешение до 1600×1200 пикселей.
Использование уровней детализации (англ. Levels Of Detail, сокр. LOD) позволило разработчикам оптимизировать потребление ресурсов. При переходе из одной области в другую появляется заставка «Добро пожаловать в…» — это продиктовано необходимостью одновременно подгрузить большой массив данных (новый район).
Модели транспортных средств и пешеходов состоят из отдельных частей, соединенных с общим «центром» (колёса, двигатель, части кузова транспортного средства, части тела пешеходов). Повреждения транспортных средств визуальны (с помощью коллизий) и на технические характеристики никоим образом не влияют.
В игре реализована симуляция 24-часового цикла, смена дня и ночи, изменения погоды.
Men of War: Assault Squad (В тылу врага 2: Штурм) – это самостоятельное дополнение к…
Terminator: Dark Fate - Defiance — тактическая стратегия в реальном времени по вселенной «Терминатора». Игра…
В Гранд-Чиене паника и хаос: бесследно пропал президент, и власть в стране захватила военная группировка…
SuperPower 3 — идеальная игра для маньяков с манией величия, которые убеждены, что способны управлять миром…
Humankind («Человечество») — компьютерная игра в жанре глобальной пошаговой 4X-стратегии, разрабатываемая французской компанией Amplitude Studios…
Factorio — компьютерная игра в жанре симулятора строительства и управления, разрабатываемая независимой чешской студией Wube…