Grand Theft Auto: Vice City (GTA: Vice City, GTA: VC) — компьютерная игра, разработанной британской студией Rockstar North и издательской американской студией Rockstar Games. Это четвёртая по счёту и вторая трёхмерная игра в серии игр Grand Theft Auto. Дата выхода 27 октября 2002 года. GTA: Vice City — отличный шутер от третьего лица, игра имеет огромный успех среди геймеров, ввиду того, что игры серии GTA не отступают от своих традиций. В игре предоставляется полная свобода действий, практически неограниченный набор оружия и транспорта, вариантов развития вашей карьеры очень много — от пожарника до мафиози.
События Grand Theft Auto: Vice City происходят в вымышленном американском городе Вайс-Сити, прототипом для которого послужил Майами, в 1986 году — визуальный стиль игры, особенно одежда, музыка и транспорт, отражает это, иногда с элементами изящной пародии. Протагонистом игры выступает Томми Версетти, ставший жертвой сговора своего криминального босса Сонни Форелли.
Концепция игры и геймплей в сочетании с использованием 3D-движка игры, способствовали тому, что Grand Theft Auto: Vice City стала самой продаваемой видеоигрой 2002 года и одной из наиболее прибыльных компьютерных игр в истории.
События разворачиваются в 1986 году. Томми Версетти, вышедший после 15 лет тюрьмы, отправляется в Вайс Сити по заданию своего босса Сонни Форелли проконтролировать сделку по продаже наркотиков. Сделка происходит в корабельных доках Вайс Сити. Неожиданно она срывается. Люди, с которыми Томми находился во время сделки, гибнут, а сам Версетти выживает благодаря встретившему его Кену Розенбергу — адвокату и приближенному лицу к мафии Форелли. Томми поселяется в местной гостинице с видом на океан. Он звонит оттуда Сонни и сообщает о провале. Сонни взбешен и требует от Томми вернуть деньги и товар. Так начинаются приключения Томми Версетти в Вайс Сити.
Томми постепенно осваивается в городе, выполняет задания влиятельных людей, например, Эвери Каррингтона — магната, управляющего недвижимостью, или полковника в отставке Кортеса. В городе он знакомится с Лэнсом Вэнсом, братом погибшего во время сделки Виктора. Чуть позже они становятся друзьями. Лэнс выяснил, что сделку сорвал наркобарон Рикардо Диас и из-за него погиб его брат. Лэнс предложил сразу убить его, но Томми не стал торопиться и оставался вместе с ним у Диаса на заданиях до тех пор, пока Лэнс не попытался осуществить свою месть в одиночку. В последний момент Томми узнал, что Лэнса похитили и пытают люди наркобарона. Томми спас Лэнса и оставил его в больнице, пока тот не подлечился и не появился снова — с солидным запасом оружия в багажнике. Томми и Лэнс проникли в особняк Диаса, перебили охрану и застрелили наркобарона, после чего Томми стал хозяином его особняка и начал сколачивать собственную криминальную империю.
Томми постепенно становится авторитетным бандитом в городе, под его контроль переходят объекты, которые раньше платили «дань» Диасу. Он с успехом пресекает несколько попыток помешать ему (со стороны конкурирующих банд и полицейских). Также он налаживает контакт с авторитетными бандами Гаитян и Кубинцев, с байкерами, с рок-группой Love Fist, которую продюсирует местный бабник, старый знакомый Томми Кент Пол. Помимо всего, Томми начинает скупать городскую недвижимость, которая ему приносит прибыль. Лэнс недоволен тем, что ему достается совсем маленькая доля «бандитского счастья» и постоянно звонит Томми с претензиями в самые неподходящие моменты.
Слухи о возрастающем авторитете Томми дошли и до клана Сонни Форелли. Сонни начинает звонить Томми на телефон и требовать эти деньги да плюс ещё и компенсацию. Томми отказывает, к нему начинают прибывать бандиты из мафии Форелли с целью разобраться, но их попытки безуспешны. Дело дошло до того, что Сонни лично прибыл в Вайс Сити за деньгами. Томми решил отделаться фальшивыми тремя миллионами, но тут его открыто предает Лэнс, сообщив, где находятся деньги. Становится понятно, что Сонни всегда завидовал таланту Томми, безукоризненно выполнявшего все его задания. Именно из-за Сонни Томми отсидел 15 лет, именно Сонни с помощью Диаса сорвал сделку. В решающей битве Томми убивает предателя Лэнса и Сонни. Теперь Томми Версетти — главная преступная фигура Вайс Сити.
Многие элементы игрового мира заимствованы из фильма Брайана де Пальмы «Лицо со шрамом» и популярного американского телесериала 80-х «Полиция Майами». Клуб «Малибу» является точной копией клуба «The Babylon»; также позаимствован интерьер для отеля. А один из второстепенных персонажей, Кен Розенберг — почти точная копия адвоката Дэвида Кляйнфилда из фильма «Путь Карлито».
Пышный особняк главного героя и кульминационная перестрелка в конце игры очень похожи на таковые из «Лица со шрамом». Большинство персонажей игры носят модные в то время хлопчатобумажные костюмы светлых цветов.
Так же, как и в «Полиции Майами», большинство событий происходит в особняках, на яхтах и в других эффектных местах. Кстати, когда уровень заинтересованности полиции достигает трёх звёздочек, к погоне за игроком присоединяется спортивный автомобиль с сиреной («под прикрытием»). Его пассажиры — два офицера полиции в штатском, одеждой напоминающие главных героев сериала «Полиция Майами: Отдел нравов».
Кроме того, костюм «Mr. Vercetti», который игрок получает после приобретения стрип-клуба Pole Position, очень похож на костюм Тони Монтаны, который он надевает ближе к концу фильма. Единственное отличие — рубашка у Томми розового цвета, а не белого. Наконец, в городе есть потайная квартира, ванная комната которой забрызгана кровью, где лежит бензопила, — ещё одна отсылка к «Лицу со шрамом», где была сцена пытки бензопилой.
Grand Theft Auto: Vice City — игра в жанре аction-adventure, сочетающая в себе элементы шутера от третьего лица и элементы автосимулятора в большом и открытом для исследования игровом мире, с классическим для этого жанра управлением. Игра развивает основные идеи геймплея предыдущих игр серии — Grand Theft Auto 2 и Grand Theft Auto III: игроку предстоит выполнять, преимущественно криминальные и противозаконные задания, выдаваемые различными персонажами игры. Большинство миссий игрок получает от криминальных боссов и прочих персонажей игры, а также при помощи нескольких телефонных автоматов, расположенных на территории города. Также игрок может получить дополнительные задания если доберётся до определённого места в игровом мире или сядет в определённый автомобиль. После того, как игрок получает задание, он не может браться за выполнение других миссий, пока не завершит (или провалит) текущую.
Вне транспортного средства главный герой, управляемый игроком, может ходить, бегать, прыгать, а также использовать оружие и драться врукопашную, но не умеет плавать. Игроки могут управлять различными транспортными средствами, в том числе водными и воздушными.
Открытое окружение позволяет игрокам свободно передвигаться и выбирать, чем они будут заниматься в игровом мире. Однако для того, чтобы пройти игру и открыть новые районы города, необходимо выполнять сюжетные миссии, в остальном же они не обязательны и могут быть завершены игроком в любое время. Вне миссий игрок свободен в действиях и передвижении, и может совершать многие противозаконные в реальном мире действия: убивать прохожих и полицейских, угонять и взрывать автомобили и т. д. Совершение уголовных преступлений привлекают внимание органов правопорядка и повышает уровень розыска игрока полицией. В интерфейсе игры он отражён в виде «звёздочек» в правом углу игрового экрана — каждому уровню соответствующий определённое число «звёздочек». При минимальном уровне розыска на поимку протагониста отправляются минимальные силы полиции, а с повышением уровня розыска для поимки игрока на помощь полиции будут направлены: при 3 уровне розыска полицейский вертолёт, при 4 — силы спецназа (SWAT), при 5 — агенты ФБР, при 6 — армия США при поддержке танков. Избавиться от розыска возможно перекрасив машину в покрасочном салоне, переодев одежду протагониста (с помощью значка футболки в некоторых магазинах одежды и местах сохранения) — если уровень розыска не больше 2 пунктов — или взяв полицейскую взятку в виде звезды — она снижает уровень розыска на один пункт.
Если персонажа арестуют или он погибнет от полученных травм, персонаж игрока появляется вновь у полицейского участка или госпиталя соответственно, лишенный арсенала оружия и бронежилета, а также части денежных средств, ушедших на дачу взяток или лечение. Фактически, персонаж игрока неограничен в количестве жизней. Это позволяет персонажу «умереть» столько раз, сколько заблагорассудится игроку, делая невозможным закончить игру раньше времени. Арест полицейскими или смерть протагониста во время прохождения игровых заданий означает провал миссии и необходимость прохождения задания заново.
В игре сохранились внутриигровые бонусы, такие как аптечка, бронежилет, взятка полиции (понижающая уровень розыска полицией на один уровень), адреналиновая пилюля (замедляющая внутриигровое время и увеличивающая силу удара).
Игровые задания, как и в предыдущих играх серии, разделяются на два вида: сюжетные и побочные. Сами по себе сюжетные задания линейны, их прохождение продвигает заранее написанный сюжет игры и открывает доступ к новым районам игрового города. Часть сюжетных заданий не являются обязательными к выполнению в игре. За каждое успешно выполненное задание игрок получает вознаграждение: денежное или в виде оружия и автотранспорта.
Кроме 63 основных сюжетных миссий, существуют также дополнительные второстепенные задания — миссии на автомобилях городских служб, миссии по угону автомобилей, гонки на стадионе, а также на маленьких радиоуправляемых самолетиках, вертолёте и машинках, стрельба в тире, сбор чек-пойнтов транспортным средством на время и прочие. В игре сохранились присутствующие в Grand Theft Auto III Rampage-миссии, активизирующиеся, когда протагонист берет один из находящихся по всему городу значков в виде черепа. При этом игрок получает дополнительную секретную миссию, смысл которой состоит в том, чтобы за 2 минуты уничтожить определённое количество участников или транспортных средств определенной банды при помощью какого-либо вида оружия. Также из предыдущей игры серии вернулись т. н. «уникальные прыжки» — на территории города располагаются трамплины, в том числе 36 «уникальных». При удачном прыжке с такого трамплина на автомобиле или мотоцикле, кроме денежного бонуса игрок получает ещё и сообщение об исполнении уникального прыжка.
По ходу игры игроку становится доступно большое количество холодного, огнестрельного и метательного оружия. Огнестрельное и метательное оружие можно приобрести в оружейных магазинах «Ammu-Nation», тяжёлое вооружение — у Фила Кэссиди, холодное оружие доступно в магазинах инструментов. Отдельные типы оружия можно найти непосредственно в городе.
Также в местах сохранения по мере нахождения секретных статуэток появляется оружие определённых типов — игрок может быстро пополнить боезапас после загрузки игры.
В правом верхнем углу экрана находится изображение оружия, находящегося в данный момент в руках у игрока. Под этим изображением — цифры, показывающие количество патронов, оставшихся в запасе и в магазине. Прицел в центре экрана указывает вероятный разброс пуль.
Игрок может вести стрельбу, находясь в транспортном средстве и имея пистолет-пулемёт. Такой приём называется drive-by, использование его облегчает прохождение некоторых игровых миссий.
На некоторые специальные типы транспортных средств установлено действующее оружие. Например, вертолёт Sea Sparrow имеет пулемёт, а военный вертолёт Hunter оснащён пулемётами и ракетами с бесконечными боеприпасами. Оружие в Grand Theft Auto: Vice City бывает совершенно разным. К примеру — пулемёт, кастет, М4, Тес-9 и револьвер.
Езда на различных транспортных средствах хорошо анимирована для своего времени.
В игре представлен 101 вид транспортных средств, включая 6 мотоциклов, 10 плавсредств и 7 видов вертолётов и самолётов, которые доступны для управления. Большинство представляют собой обычные автомобили, однако имеются и специальные машины, принадлежащие членам определённых банд, а также служебные — автомобили скорой помощи, полицейские автомобили, пожарные машины, танк.
В Grand Theft Auto: Vice City была улучшена физика транспортных средств. Они имеют систему повреждений, которая проявляется не только визуально, но и сказывается на технических характеристиках.
Находясь внутри транспортного средства, игрок имеет возможность изменять камеру обзора — вид с бампера автомобиля, от третьего лица, кинематографическую камеру.
Версия Grand Theft Auto: Vice City для персональных компьютеров имела намного лучшую производительность, чем предыдущая игра серии, Grand Theft Auto III. Объяснить это можно тем, что GTA III просчитывала все объекты вокруг игрока (даже если их не было видно), а движок Vice City ограничивался только тем, что нужно было отобразить на экране, — это уменьшало нагрузку на компьютер. Системные требования Vice City немного возросли по сравнению с GTA III (так как игровые модели стали более детализированными).
Преимущества оборудования ПК позволили использовать текстуры более высокого качества, бо́льшие разрешения экрана и пользовательские аудиофайлы для радио. К недостаткам версии для PC можно отнести несколько недоработанный искусственный интеллект полицейских. Также точность стрельбы полицейских крайне низка даже при стрельбе в упор.
Графика имеет ряд преимуществ — более эффективное использование отражающих поверхностей (при использовании модели освещения «radiosity», проработаны солнечные блики на камеру), основные текстуры имеют большее разрешение, чем в GTA3. Улучшенный интерфейс стал указывать, помимо прочего, высоту местонахождения объекта относительно высоты главного героя.
Появились усложнённые миссии, включающие погони и бег на улицах и в помещениях, а также доставку пиццы, входящую в бонусные миссии. Количество моделей машин было увеличено до 120, появились мотоциклы, вертолёты и ряд других транспортных средств. Повреждения машин стали достаточно реалистичны — помятые крылья, болтающиеся двери и капот, смятый задний бампер, спущенные колеса и т. д. В физике, помимо прочего, было сделано реальное сцепление машин с поверхностью, например, с пляжным песком и мокрым асфальтом после дождя, а также заносы при спущенных колесах. Пули стали иметь трассирующий эффект. Искусственный интеллект у пешеходов и бандитов был повышен.
В оригинальной версии на улицах можно встретить проституток и заглядывать в стриптиз-бар, в связи с чем в Австралии игра прошла цензуру и получила пометку «MA15+» тогда как в Англии — «18+», в Северной Америке — «M» («mature»). В связи с тем, что в Вайс-Сити есть кубинские и гаитянские преступники, в декабре 2003 г. выступили с протестом соответствующие нацменьшинства во Флориде, заявив о насилии над иммигрантами, которое можно выражать в игре.
В игре присутствуют 9 радиостанций, 7 из них музыкальные, а 2 — в формате ток-шоу. Все они доступны для прослушивания игроку, когда протагонист игры находится в любом транспортном средстве, за исключением автомобилей специальных служб (полиция, скорая помощь, пожарная служба). Музыкальное вещание на всех радиостанциях прерывается рекламными объявлениями. Некоторые рекламируемые вещи имеют отношения к игре, другие — упоминаются на разговорных радиостанциях, также существуют пародии на рекламу времен действия игры.
Отличительной особенностью музыкального сопровождения Vice City в том, что композиции, проигрываемые на волнах радиостанций, являются реальными хитами начала 1980-х.
Саундтрек включает около 9 часов музыкальных композиций 80-х, среди которых: Майкл Джексон («Billie Jean», «Wanna Be Startin’ Somethin’»), GrandMaster Flash («The Message»), Motley Crue («Too Young to Fall in Love») Cutting Crew («I Just Died in Your Arms»), Electric Light Orchestra («Four Little Diamonds»), Judas Priest («You’ve Got Another Thing Comin’»), Лаура Браниган («Self Control»), Kool and the Gang («Summer Madness»), Flock of Seagulls («I Ran So Far Away»), Hall & Oates («Out of Touch») и другие.
Видеообзор
Как и в других играх серии игрового мира Grand Theft Auto, в игре Grand Theft Auto: Vice City имеется множество культурных отсылок к атмосфере, событиям, музыке и веяниям массовой культуры 80-х годов. Так, Пабло Эскобар и кокаиновая субкультура игрового мира упоминаются в названии аэропорта: Escobar International (с англ. — «международный аэропорт им. Эскобара»). Глэм-метал пародируется с помощью вымышленной группы Love Fist, в стиле Spinal Tap(англ.). Холодная война упоминается несколько раз на различных радиостанциях. Например, на VCPR, когда конгрессмен Алекс Шраб обвиняет одного из участников в том, что тот говорит как коммунист. Характерная музыка 1980-х присутствует на игровых радиостанциях и включает такие жанры, как «Новая волна», ранний хип-хоп, синти-поп и тяжёлый рок. Программы самопомощи, среди которых связанные с Тором и программа Джерими Роберда Think Your Way to Success (с англ. — «успех силой мысли»).
Целый ряд внутри игровых отсылок восходит к ряду криминальных фильмов. Например, «Лицо со шрамом»: потайная квартира, залитая кровью, в которой можно получить бензопилу; клуб «Малибу» по интерьеру напоминает клуб «Вавилон» из фильма; отели на Майами-бич, где также происходило действие киноленты; на дирижабле, пролетающим над островом Креветки, написан слоган фильма (The World is yours); основная сюжетная линия весьма напоминает фильм, так же, как и содержание заключительной миссии, а главный кабинет Томми в его поместье почти в точности повторяет личный кабинет Монтаны из фильма, за исключением выхода на балкон Наркобарон Рикардо Диаз отличается крайней импульсивностью, чем сильно напоминает главного героя фильма — Тони Монтану. Также одного из кубинских бандитов зовут Пэпэ, это имя актёра, игравшего одного из подручных Тони. Комплект одежды Soiree полностью идентичен костюму Омара Суареза в сцене с боливийским наркобароном Алехандро Сосо. Кинофильм «Путь Карлито»: Кен Розенберг, адвокат и советник Томми Версетти, своим внешним видом и манерой поведения напоминает Дэвида Кляйнфилда, адвоката главного героя фильма. А кабинет Розенберга — копия кабинета Кляйнфелда из фильма. Фильм «Лучший стрелок» (англ. Top Gun) — в игровом городе можно найти несколько фургонов с надписью Top Fun, которые запускают мини-игры — гонки миниатюрных радиоуправляемых автомобилей, самолётов и вертолётов. Телесериал «Такси»: интерьер таксопарка «Такси Кауфмана» почти идентичен гаражу в телесериале, шедшем в конце 70-х и начале 80-х. Название таксопарка — отсылка к одной из звёзд сериала, Энди Кауфману. Фильм «Схватка»: ограбление банка в миссии Heist похоже на таковое из самого фильма. Кинокартина «Крёстный отец 2»: в игре можно приобрести квартиру в многоквартирном доме (англ. condo) Hyman condo — отсылка к персонажу из фильма, Хаймену Роту. Телесериал «Полиция Майами: отдел нравов» — при достижении игроком трех звезд уровня розыска полицией часто можно наблюдать, как кроме полицейских приезжают работники органов правопорядка в гражданской одежде на полицейской модификации автомобиля Cheetah (в фильме — Ferrari Testarossa). В игре есть кабриолет из сериала (в фильме — Ferrari 365 Daytona Spider), в миссии Suppy & Demand игрок управляет катером, аналогичным таковому из сериала. Также оформление заставки и шрифт надписей выполнен в стиле «Полиция Майами». А знаменитая сериальная тема Crockett’s Theme Яна Хаммера звучит на радио Emotion 98.3. Кинокартина «Злые улицы» — в городе можно встретить офисы такси с названием «Mean Streets».
Men of War: Assault Squad (В тылу врага 2: Штурм) – это самостоятельное дополнение к…
Terminator: Dark Fate - Defiance — тактическая стратегия в реальном времени по вселенной «Терминатора». Игра…
В Гранд-Чиене паника и хаос: бесследно пропал президент, и власть в стране захватила военная группировка…
SuperPower 3 — идеальная игра для маньяков с манией величия, которые убеждены, что способны управлять миром…
Humankind («Человечество») — компьютерная игра в жанре глобальной пошаговой 4X-стратегии, разрабатываемая французской компанией Amplitude Studios…
Factorio — компьютерная игра в жанре симулятора строительства и управления, разрабатываемая независимой чешской студией Wube…