В 2014 году Need for Speed отмечала 20-ий юбилей: самая первая ее часть вышла 31 августа 1994 года на консоли 3DO. Мы, в отличие от самих Electronic Arts, не могли обойти это событие стороной и посвятили этот материал истории знаменитой гоночной серии.
Заручившись поддержкой известного журнала Road & Track и купив Distinctive Software (создателей Test Drive), Electronic Arts сделали самый красивый, реалистичный и дорогой симулятор своего времени.
8 экзотических автомобилей, трехмерная картинка, саундтрек, сочетавший электронику и мелодичный рок, схватки полицией и убедительное (по меркам тех лет) поведение суперкаров — тогда, все это могло свести с ума любого поклонника высоких скоростей. Однако самым приятным сюрпризом стали даже не сами гонки, а встроенная энциклопедия, посвященная дорогим машинам. С помощью комментариев, фотографий и специально отснятых роликов разработчикам удалось создать атмосферу настоящего автомобильного праздника.
Несмотря на успех первой части, сиквел появился лишь в 1997 году, оставив многих фанатов в недоумении. Разработчики убрали из игры полицию, сделали гонки кольцевыми и, что хуже всего, ушли в сторону от реализма.
Свои достоинства у продолжения все же были: на трассах впервые появились альтернативные маршруты, список автомобилей пополнился очень редкими экземплярами (вроде Italdesign Cala), а встроенная энциклопедия и живое видео все так же радовали глаз. Но этого было явно недостаточно — в памяти игроков Need for Speed 2 надолго закрепилась, как самая неудачная часть серии.
К счастью, разработчики прислушались к критике, и уже через год снова удивили всех, полностью посвятив игру адреналиновым погоням и сражениям гонщиков с копами.
В Hot Pursuit было хорошо все: живописные трассы, потрясающий саундтрек и выдающаяся по тем временам картинка. Физика была очень простой, но доставляла массу удовольствия от процесса вождения. А вот полюбившуюся игрокам энциклопедию «урезали»: дорогих роликов там больше не было. Впрочем, это было уже и не важно — Hot Pursuit навсегда вошла в историю, как одна из лучших гонок всех времен.
На первый взгляд, High Stakes казалась слегка улучшенной версией третьей части: сражения с полицией и все трассы остались на месте, а графика стала намного лучше. Да и добавка в виде полноценного режима карьеры смотрелась очень уместно.
Однако беда пришла, откуда не ждали: разработчики зачем-то сильно изменили физику, стремясь сделать игру реалистичнее. Увы, с реализмом у Need for Speed ничего не вышло, зато ездить стало далеко не так интересно. Пострадали также саундтрек и «живое» видео. Первый просто не подходил для гонок, а второе заменили на компьютерную графику. Фанатам такой подход, разумеется, не понравился.
За долгую историю серия успела поменять множество образов, от пафосной аркады про стритрейсеров до серьезного симулятора. Тем не менее, Porsche Unleashed до сих пор остается самой необычной игрой, когда-либо носившей имя Need for Speed. Это была интеллигентная, душевная, уникальная в своем роде гонка, посвященная истории Porsche.
Porsche Unleashed предлагала с головой окунуться в историю великой немецкой марки. Дошло до того, что любой автомобиль можно было буквально вручную пощупать: открыть двери, заглянуть в салон. Ну а сами гонки пусть и лишились полиции, но взамен предложили куда более сложную физику и волшебную атмосферу осенних европейских трасс. Ездить было интересно даже на самых медленных и скрипучих спорткарах пятидесятых годов.
Несмотря на то, что у игры до сих пор осталось много преданных фанатов, Porsche Unleashed оказалась коммерческим провалом. После нее Electronic Arts даже решила на время закрыть серию.
Тем не менее, еще один шанс сериалу все же дали. EA Black Box, ставшие новыми разработчиками серии, решили не экспериментировать и просто «отреставрировали» Hot Pursuit. Получилось неплохо: игра вышла красивой, обладала прекрасным лицензированным саундтреком (с вокалом, впервые в истории серии), а иногда даже увлекала, хотя до своего именитого предшественника все же не дотягивала.
Немного не хватало драйва и баланса. Особенно в те моменты, когда на горизонте появлялся надоедливый полицейский вертолет, доверху груженный бочками с горючим. Лучшей была версия для PlayStation 2: обладателям PC достался недоделанный порт с упрощенной физикой и без кинематографических повторов гонок. Впрочем, даже несмотря на недочеты, игра доказала главное: хоронить Need for Speed еще рано. И следующий год показал, насколько правильно поступили в EA, сохранив серию.
В 2003 Need for Speed кардинально сменила имидж, превратившись в шумную, сверкающую неоновыми огнями игру про стритрейсеров. Вместо дорогих суперкаров игрокам предлагали массовые японские малолитражки, живописные пейзажи уступили место одинаковым трассам, проложенным по ночному мегаполису, а полиция временно вышла из кадра. Что было теперь не так уж и страшно: маркетологи явно стремились сыграть на сходстве с популярным тогда фильмом «Форсаж». И попали точно в цель.
Впрочем, успех Underground объясняется не только удачным подбором сеттинга. А скорее очень простым, но адреналиновым геймплеем, когда главной преградой на пути к победе были даже не противники, а сам город. Встречный трафик, резкие повороты, трамплины и препятствия, безумное ощущение скорости — по ходу заезда времени на передышку просто не оставалось. А отличная аркадная физика, саундтрек и, конечно же, тюнинг, только дополняли и без того прекрасную картину: превращать заводские автомобили в воинов дорог многим нравилось даже больше, чем кататься на них. Продажи у игры были просто сумасшедшие, так что Underground задал направление серии на долгие годы вперед.
После столь впечатляющих успехов вторую часть Underground решили готовить по классическому рецепту Electronic Arts: концепцию оставили старой, только денег в разработку влили гораздо больше. В игре появился открытый мир, стильные комиксы со звездой Playboy в главной роли, а на пиар-кампанию потратили совершенно безумные деньги.
Результат, впрочем, вышел неоднозначный. Вроде бы все осталось на месте, но поездки по городу и даже сами гонки слишком быстро приедались. Хотя некоторые фанаты этого, кажется, не заметили: продалась Underground 2 тиражом в 9 миллионов копий.
Даже несмотря на оглушительный финансовый успех, разработчики благоразумно решили, что в третий раз подряд концепция Underground может не сработать. И внесли ряд интересных нововведений: ночь сменили днем, простенькие комиксы — роликами с живыми актерами да вернули уже немного подзабытую полицию. Игра снова выстрелила: сражения с копами вышли на редкость сложными и адреналиновыми, сюжет пусть и не блистал, но удерживал у экрана, а осенний антураж и вернувшиеся суперкары немного освежали воспоминания о классических частях серии.
Need for Speed Most Wanted удачно совместила идеи первых игр и линейки Underground, так что для молодого поколения фанатов стала чуть ли не идеальной гонкой.
Но выдавать отличные игры каждый год EA Black Box оказалось не по силам: со временем у студии просто закончились хорошие идеи. Need for Speed: Carbon снова вернулась в ночной город, только в отличие от красочных улиц Underground, нынешний невзрачный мегаполис вызывал только уныние. Гонки тоже вышли неинтересными, во многом из-за поломанного баланса и всесильных партнеров по команде. Не спасли ситуацию даже соревнования с полицией — за год копы почему-то просто разучились делать свою работу. Единственными хорошими нововведениями можно считать разве что подсмотренные у третьего «Форсажа» заезды по серпантинам, а также Autosculpt — систему, позволяющую вручную задавать форму некоторых деталей. Смотрелись такие творения порой любопытно, хотя от забвения игру не спасали.
В 2007 году серию снова решили придумать заново, отступив от стритрейсерской тематики в пользу профессиональных гонок. Сработало это лишь отчасти. С одной стороны, в ProStreet были не самые скучные режимы, полноценная система повреждений и атмосфера настоящего автомобильного фестиваля. С другой, многие так и не смогли привыкнуть к изменившейся физике: кому-то она показалась чересчур сложной, другим же излишне простой. В результате игру толком не понял никто, а жаль: потенциал у проекта был неплохой.
Не добившись нужного результата, в ЕА решают снова вернуться к уличным гонкам. И в очередной раз неверно расставляют приоритеты. Казалось бы, все на месте: огромный светлый мегаполис и полиция, как в Most Wanted, тюнинг и неплохая музыка, полноценный сюжет про двойного агента. И при этом с видеовставками с участием профессиональных актеров!
Только все это оказалось попросту не нужно, так как EA Black Box не совладали с самым главным: гонками. Выслушав много критики о высокой сложности ProStreet, разработчики ударились в другую степь и все кардинально упростили. Играть в Undercover было интересно разве что детям.
После очередного провала Electronic Arts взяла под свое крыло новых разработчиков: талантливых, но бедных Slightly Mad Studio. И молодая команда не подвела, создав настоящий праздник для фанатов серьезного автоспорта. Тут был и отличный вид из салона, и возможность прокатиться по Спа или старому Нюрбургрингу, и все это в форме атмосферного шоу с хорошей музыкой и кучей автомобилей.
Впечатление немного портила только странная физика, из-за которой машины даже на прямых умудрялись ездить в заносе. Однако играть при этом все равно было очень интересно, что сослужило проекту хорошую службу.
Странный эксперимент, призванный подружить серию с аудиторией Nintendo. Мультяшная картинка и простой геймплей на руку проекту явно не сыграли. Хотя из-за отсутствия на Wii хороших гонок, Nitro, возможно, кому-то и понравился.
На бумаге World выглядела интересно: множество любимых автомобилей, город, собранный из локаций предыдущих частей, и все это в онлайне, вместе с друзьями. Только вот на деле процесс вылился в бесконечный, утомительный гриндинг, к тому же страшно глючащий. А еще вымогательски дорогой: всерьез играть в World без денежных вложений было невозможно.Понятно, что проект так и не взлетел, хотя каким-то образом умудряется выживать до сих пор.
После успеха Shift, Electronic Arts снова приняли удачное решение: вторично возродить классический Hot Pursuit. Разработку доверили уважаемой студии Criterion, создателям серии Burnout, которые лучше всех разбираются в аркадных гонках.
В результате Hot Pursuit получился чуть ли не лучшей игрой серии за долгие годы, совместив в себе все лучшее от классических Need for Speed и взрывной Burnout Paradise. Потрясающие пейзажи и погони с копами на дорогих автомобилях тут сочетались с красочными авариями и безумными скоростями. Единственное, что слегка расстроило старых фанатов серии — явный перекос в сторону мультиплеера. Зато уж там, благодаря инновационной системе Autolog, игра раскрывалась полностью.
Уже через несколько месяцев Slightly Mad Studios выпускают второй Shift. Он становится логичным развитием идей оригинала: легендарных трасс стало еще больше, появились ночные гонки и лицензированные чемпионаты (GT1 и GT3). А странная физика частично исправлялась новым, реалистичным уровнем сложности. К сожалению, на этом заигрывания серии с автоспортом прекратились: продалась Shift 2: Unleashed в разы хуже первой части.
Осенью того же 2011 года вышла очередная часть серии, которую снова создавали в студии EA Black Box. Основные разработчики серии обещали невероятный приключенческий сюжет с Кристиной Хендрикс, дуэли с полицией и самое главное — напряженную гонку от западного до восточного побережья США. Увы, но получилось у них далеко не все: гонка от Сан-Франциско до Нью-Йорка была поделена на множество коротких заездов с жестким сценарием, управлялись машины неприятно, а проходилась игра за три часа.
После очередной ошибки EA Black Box серию было решено окончательно передать в руки Criterion Games. И те тут же принялись наступать на грабли. Если Hot Pursuit заимствовал у Burnout лишь некоторые идеи, то в Most Wanted разработчики решили перенести чуть ли не всю концепцию целиком. По пути ее изрядно поломав. Красивая картинка и интересные в целом гонки не смогли перекрыть главного недостатка: нервную физику, из-за которой суперкары регулярно не вписывались в узкие повороты и оказывались верхом на заборе. Скучные поездки по открытому городу и странная организация синглплеера в стиле «развлеки себя сам» делу тоже не помогли.Впрочем, в онлайне обновленный Most Wanted смотрелся очень даже неплохо.
Rivals стала удачной компиляцией лучших идей серии. Тут был открытый мир с красивыми пейзажами, экзотические автомобили, и сражения полиции с гонщиками. И все это — с невероятно красивой картинкой, которую выдавал движок от Battlefield 4.
На новый уровень вышли и онлайн-возможности. Мир игры служил прибежищем сразу для нескольких игроков. Отныне онлайн и синглплеер были сведены вместе, а какой-нибудь недотепа запросто мог испортить вам сюжетную гонку, в неудачный момент выехав из-за поворота. Случались подобные вещи редко, но процесс оживляли.
Пока неизвестно, что ждать от Need for Speed в следующем году. Новой части Hot Pursuit или продолжения Porsche Unleashed? Возможно все. Electronic Arts пошла на редкий для себя ход: дала разработчикам время. Главное, что к осени следующего года все снова успеют соскучиться по Need for Speed — в том числе и мы.
Men of War: Assault Squad (В тылу врага 2: Штурм) – это самостоятельное дополнение к…
Terminator: Dark Fate - Defiance — тактическая стратегия в реальном времени по вселенной «Терминатора». Игра…
В Гранд-Чиене паника и хаос: бесследно пропал президент, и власть в стране захватила военная группировка…
SuperPower 3 — идеальная игра для маньяков с манией величия, которые убеждены, что способны управлять миром…
Humankind («Человечество») — компьютерная игра в жанре глобальной пошаговой 4X-стратегии, разрабатываемая французской компанией Amplitude Studios…
Factorio — компьютерная игра в жанре симулятора строительства и управления, разрабатываемая независимой чешской студией Wube…