Космические рейнджеры
Космические рейнджеры — компьютерная игра в научно-фантастическом стиле, разработанная российской студией Elemental Games. Издана компанией 1С в 2002 году. На Западе игра была выпущена под названием Space Rangers. Игра принадлежит к жанру «эпических игр» с элементами RPG, пошаговой стратегии, текстового квеста и аркады.
Игра повествует о противоборстве между Галактическим содружеством, состоящим из 5 рас и вторгшимися силами клисан — неизвестной, агрессивно настроенной формой жизни. Игроку предстоит выступить в роли рейнджера-добровольца, участника организации, созданной специально для борьбы с клисанами. В связи со вторжениями клисан конфликты и войны между расами запрещены, однако в игровом мире нередки нападения космических пиратов на мирные корабли. Основное место обитания пиратов — гиперпространство, также пиратская организация играет большую роль в концовке игры.
Впервые с клисанами столкнулись гаальские научные экспедиции, исследовавшие второй рукав Галактики. Все попытки вступить в контакт с ними закончились провалом, так как клисаны открыли огонь. И хотя, казалось бы, они не знали про населенный рукав Галактики (где и происходит действие игры), они как-то нашли путь туда. Крайне агрессивны, не вступают в контакт с игроком и Коалицией 5 рас вообще. Ученые на научной базе могут разработать прибор, для вступления в контакт с Махпеллой — мозговым центром клисан.
История скопирована практически с любой другой игры про «космос и кораблики». Укладывается в пару строк:
Далекий 3000 год, все было отлично, но вдруг появились враги всего живого. Тысячами! Учинив тотальный геноцид, мерзкие клисане уверено продвигаются к тому, чтобы уничтожить последние планеты. Тут оставшимися в живых жителями уютненькой вселенной основывается Федерация Рейнджеров, одним из которых и является наше альтер-эго. Вся банальщина сюжета искупается уже через полчаса игры, когда игрок понимает, что не так-то всё просто. Клисане не хотят умирать, нагло продолжают захватывать звезды, а местные войска — не хотят воевать, у которых кишка тонка на нормальные боевые действия. То есть может случиться так, что клисане победят. Совсем.
Для победы нужно разобраться с боссами. Их 2: предводительница клиссан Махпелла и пират Рачехан (которого, кстати, не увидишь до финального боя).
Несмотря на свободу действий игрока, основная цель игры: остановить нашествие клисан и, по возможности, выяснить его причину. Для этого можно уничтожить Махпеллу, главный корабль клисан, однако если дождаться окончания разработки программы, позволяющей вести переговоры с Махпеллой, то игру можно завершить и переговорами с ней. Концовка игры является комбинацией 2-х решений игрока: что делать с Махпеллой (убить или просто отправить домой) и, в случае если игрок начнет общение с Махпеллой, убить или нет Рачехана (но только если игрок сумел узнать, где и как его найти).
В «Космических рейнджерах» появился ещё один важный принцип — мир вокруг героя живёт своей собственной жизнью, не зависящей от действий игрока. Другие рейнджеры, управляемые компьютером, так же, как и игрок, торгуют, сражаются с клисанами, занимаются пиратством (или сами могут быть подвергнуты нападению пиратов), улучшают своё оборудование и так далее. Этот принцип, пока что нечасто встречающийся в компьютерных играх, вероятно, является одной из причин успеха игры. Одной из особенностей сюжета игры является обилие юмора, зачастую пародийного (например, в текстовых квестах).
Геймплей
В начале каждой игры, игрок выбирает себе расу, персонажа, имя и уровень сложности. Уровень сложности имеет 4 степени и определяет следующие факторы: размер начального капитала, «крутость» клисан, размер награды за квест, частоту открытия дыр, размер артефактов.
Игра проходит в пошаговом режиме, за исключением сражений в чёрных дырах и гиперпространственных сгустках. Игровой процесс напоминает сражения Close Combat: игрок отдаёт приказ (прокладывает курс, наводит бортовое оружие, выбирает обломки для захвата), жмёт кнопку «конец хода», и некоторое время наблюдает за происходящим действием в режиме реального времени без возможности вмешаться. Корабль игрока путешествует в космосе между планетами и космическими станциями — в пределах одной системы — и по гиперпространству — для перемещения из одной системы в другую. Каждый ход в игре соответствует внутриигровому дню. До нажатия кнопки «конец хода» игрок может вступить в диалог с кораблями содружества или просканировать их (если они в пределах действия радара), провести переустановку оборудование из трюма в корабельный слот или выкинуть его в шлюз, активировать специальный артефакт. Все эти действия совершаются «вне времени» и не требуют затрачивать игровые ходы.
Приземлившись на планету или космическую станцию, игрок получает возможность выбирать между различными вкладками, тем самым как бы перемещаясь из ангара в правительственный центр или магазин оборудования. Игроку доступны:
- здание правительства, в котором можно получить правительственное задание, услышать ценные советы по торговле, приобрести карты ближайших звезд или же дать взятку для улучшения отношений;
- магазин оборудования, в котором можно приобрести оборудование или оружие, которые имеют 8 градаций технического совершенства;
- торговый центр для совершения сделок купли продаж 8-ми групп товаров, причем некоторые из этих товаров могут считаться контрабандой;
- информационный центр, в котором публикуются последние галактические новости, к тому же в этом центре можно произвести поиск любого космического объекта, будь то планета, корабль, космическая станция или оборудование.
Как в космосе, так и на планетах игроку всегда доступны 3 кнопки, открывающие внутреннее устройство его корабля, галактическую карту и глобальный рейтинг рейнджеров. Галактическая карта, кроме того, даёт возможность выбрать направление гиперпрыжка для перехода в другую систему. Для этого необходимо подлететь к границе системы и перейти в гиперпространство. Попав в гипер, игрок оказывается на экране прокладки маршрута. По стрелкам можно путешествовать (только в одну сторону) из одного гиперпространственного сгустка в другой. В сгустки можно войти. Цвет сгустка характеризует вероятность встречи пирата в нём. Конечной точкой маршрута является звезда, символизирующая систему. Время в гиперпространстве движется, но медленнее, чем в открытом космосе. Войдя в сгусток или залетев в чёрную дыру, игрок попадает в аркадное сражение в реальном времени, как в Star Control.
Квесты
Квесты — это задания, которые обычно выдаются правительствами различных планет (хотя есть и исключения). Квест на планете можно получить только, если правительство относится к игроку как минимум «хорошо». По выполнению задания отношение правительства к игроку улучшается до степени «отлично», за провал репутация ухудшается до уровня «плохо». В награду за выполнение задания игрок получает деньги и в некоторых случаях артефакт, оборудование, очки рейнджера или медаль. Любой квест можно как усложнить, так и упростить. В зависимости от этого изменится срок на выполнение задания и размер награды. Для завершения задания иногда надо просто выполнить задание, а иногда вернуться ещё на планету-заказчик. Всего в игре 120 обычных заданий и 26 текстовых.
Ролевая система
У пилота каждого корабля в игре есть 6 навыков: точность, манёвренность, торговля, знание техники, обаяние, лидерство. Каждый навык имеет 5 ступеней развития. Для перехода от одной ступени на другую требуются очки, которые начисляются за сдачу протоплазмы — специального вещества клисанов. Количество очков, необходимое для очередного повышения навыка, растёт в арифметической прогрессии. В зависимости от выбора начальной расы и класса у игрока в начале игровой партии уже изучены несколько ступеней навыков. Суммарное количество очков (включая потраченные) определяет позицию каждого рейнджера в глобальном рейтинге.
Кроме того, существуют военные очки, за которые рейнджеры получают воинские звания. Очки начисляются за уничтожение кораблей и освобождение захваченных систем. Игрок может нанимать лишь тех рейнджеров, которые младше него по званию. На определённом этапе военные вручают игроку-рейнджеру гиперпространственный пеленгатор — устройство, которое показывает количество пиратов в гиперпространственных сгустках.
Особенности
- Смешение практически всех игровых жанров, хотя в целом Космические рейнджеры можно назвать пошаговой RPG. Даже аналог артефактов присутствует в виде артефактов типа «чёрной жижи» или «нанитоидов», которые дают бонусы с топливом, ремонтом и т. п.
- Запускается даже на стареньких компьютерах, а размер фишками не превышает 600 МБ.
- Почти полная свобода действий, хотя играть после победы нельзя, но если после уничтожения всех не залетать в центр рейнджеров, то вполне можно.
- Действительно живая вселенная. Военные воюют, торговцы торгуют, ученые исследуют, пираты грабят караваны. На низких уровнях сложности Коалиция может очистить галактику даже без помощи игрока. По аналогии, на сверхтяжелом уровне сложности она благополучно теряет все звёздные системы в течение 2-х месяцев, за исключением той, по которой летает игрок. Но и её на 3-4 месяц можно вычеркивать из списка.
- 5 рас и 3 класса, точнее, характера персонажа, определяющегося его действиями по отношению к кораблям Коалиции, к кораблям клисан и к товарам на рынке/в открытом космосе. Для каждой расы и характера есть уникальные квесты и задания.
- Время от времени назначают лучшего торговца/воина/пирата галактики. Попасть в их число не возбраняется. Если особо стараться можно победить сразу во всех 3-х номинациях.
- Разнообразный геймплей. Текстовые квесты, аркадные бои и, собственно, пошаговая часть.
- Постоянная инфляция, реальная глобальная экономика: в 3301 году самый дорогой корабль будет стоить около 20000, а за простенький квест вам заплатят около 4000. Году, эдак, в 3380 средненький корабль будет стоить около мильёна, а за квесты вам будут давать тысяч по 200. Однако в игре есть недоработка — инфляция не влияет на цены в текстовых квестах, поэтому в том же 3380 году выполняя квест, с наградой в тысяч 200, можно в самом квесте получить «солидную» надбавку в виде 500—1000 кредитов.
- Высокая реиграбельность. Каждая партия не похожа на предыдущую.
- Отечественный производитель.
- Так же в игре присутствует обыкновенная человеческая жадность — то есть постоянное желание заполучить кораблик получше и оборудовать его получше, на самом деле, ради этого вся игра и затевается.
- Главзлодеев можно не только убить, а и уболтать, приказать убить себя или вовсе заставить уйти.
Расы
Расположены в порядке увеличения мозгов, начиная с нуля, чему соответствует качество оборудования: малокские шмотки будто сделаны в Китае, а гаальскими можно забивать гвозди.
- Малоки — вояки, чужую роскошь презирают и свою не любят продавать (вы не поверите, но в галактике очень популярны их табуретки). Любят исключительно силовые варианты решения проблем (решения умом и хитростью считают позорным обманом). Их внешность и характер позволяет назвать патриотическим быдлом. На планетах малоков не бывает демократии. Несмотря на их кошмар в оборудовании, корпуса у них просторные и прочные (а ещё дешёвые, как и топливо). А ещё они жутко любят красный цвет.
- Пеленги — зелёные, склизлые, жабомордые, четырёхрукие и хитрые. На их планетах можно торговать всем, чем только можно. В среде пеленгов принято поливать грязью друг друга (во всех смыслах), обманывать, предавать и насмехаться над всем подряд. Кроме того, постоянное желание обмануть всех вокруг, наличие лучшей в галактике спецслужбы «Дзухаллаг» и вечные тайные заговоры. В игре встречается имя для AI-рейнджера — Кучма Хан. Все пиратские станции — или пеленгские, или человечьи, равно как и военные — малокские или пеленгские.
- Люди — прекрасные торговцы, навязали всей галактике время по своему образцу, убедили всех в том, что будет лучше, если в галактике останется единственная валюта, приучили торговать всех, даже малоков, у которых считается, что заниматься торговлей — хуже, чем ослушаться командира. Технологии у людей хуже, чем у гаальцев и феян, но лучше, чем у пеленгов и малоков. За «культурную» экспансию людей остальные расы не слишком-то любят, в первую очередь потому, что эта «культура» вытесняет древние священные обычаи других рас.
- Фэяне — фиолетовые головастики, практически полная противоположность малокам. Налаживают культурные связи с людьми посредством посыла им крутой техники (которую те не понимают абсолютно).
- Гаальцы — смуглые и золотоглазые. Именно сумрачный гаальский гений породил «вундервафлю», благодаря которой и появились Махпеллы — справедливости ради, за чеку каждый раз дергали представители других рас, тайком отрывшие зарытые от греха подальше чертежи. Гордятся своим внутренним миром, короче говоря — элита. Тем не менее, наиболее технически развитая раса, даже покруче, чем у фэян (на самом деле гаальцы уже давно все открыли, но сверхтехнологии законсервировали до тех пор, пока отсталые соседи сами до них не допрут). Их изначальный внешний вид неизвестен, текущее состояние достигнуто большим количеством генетических усовершенствований. Яростно борются с наркоторговлей в галактике, так как являются самой легко пристращающейся к веществам расой.
Интересная информация
- «Космические рейнджеры» («Space Rangers») — расовый американский телесериал, в котором эти самые Космические рейнджеры летают на трясущейся посудине по самым дальним уголкам космосов, спасают людей, стреляют злодеев, вылавливают партии незаконных веществ и т. д. Сериал выгодно отличался от Вавилонов-5 и Стартреков не только разношерстной командой, но и почти полным отсутствием эпиков и пафоса.
- Заболев чекумашем (вызывает галлюцинации) можно увидеть в космосе звезду смерти, битву кораблей из звездных войн и космическую станцию «Вавилон 5».
- Можно встретить Люка Скайвокера и других персонажей Звездных воин и даже получить световой меч.
- Имя расы Пеленгов созвучно с именем Ференгов из Стар Трека, те тоже были хитрые бандюки и торговцы.
- В квестах много как всяческих шуток, например, вирус Виндовс, бушевавший на Земле, документальный фильм о доминаторах «Терминатор 3: Восстание машин», надпись в кабинке туалета: «И да будет сей сортир — бастион борьбы за мир!».
супер