Man of Prey — Мародер
Мародёр (также известна, как Man of Prey) — компьютерная игра в жанре тактическая ролевая игра, разработанная российской компанией Apeiron и выпущенная совместно с компанией Buka Entertainment в 2009 году. Сюжет игры создан по мотивам книги Беркема аль Атоми «Мародёр». Двадцатые годы нового тысячелетия. Истерзанная всевозможными кризисами и коррумпированными чиновниками Россия теряет суверенитет. Столкнувшись с надвигающимся хаосом, мирный труженик завода Ахметзянов в одночасье становится расчетливым мародёром Ахметом. В условиях постоянной, изматывающей войны «всех против всех» Ахмет соберёт небольшой сплочённый отряд, превратит дом в крепость и научится выживать в условиях, когда на одной чаше весов человечность, а на другой – жизнь и благополучие близких.
Системные требования
- Процессор: Pentium IV 2 ГГц
- Память: 512 Мб
- Видеокарта: 64 Мб
- Дисковое пространство: 3 Гб
Сюжет
В стране пришли к власти проамериканские силы и в Россию были введены американские миротворцы для «наведения порядка и окончательного провозглашения демократии». На деле же, иноземцев интересовали лишь природные ресурсы.
Поддержание порядка и благополучия гражданского населения не входило в задачи военного контингента. После самороспуска органов управления, военных и милиции большая часть населения провинциального уральского городка «Тридцатки» погрязла в кровопролитной гражданской войне.
Игрок выступает в роли мародёра Ахмета, которому предстоит выжить в сложившейся ситуации. Начав игру с двустволкой и кучкой патронов, игроку предстоит собрать «семью» (отряд от одного до четырех человек), вооружить её и выжить в условиях постоянной войны «всех против всех».
Игровой процесс
Игра «Мародёр» использует сочетание игровых систем – режим реального времени и уникальный режим SPM (Smart Pause Mode – режим «умной паузы»). Реальный ход времени активен в том случае, когда в секторе нет врага. Как только появляется противник (вы зашли в сектор, занятый врагом, или сами напали на кого-нибудь), игра автоматически переключается в режим SPM. Скоро вы убедитесь, что «умная пауза» идеально подходит для реалистичной симуляции боя. В своих предыдущих играх «Апейрон» использовала именно этот механизм, поэтому для многих такая система будет не в новинку.
Однако стиль игры во многом поменяется. Если в «Бригаде» и «7.62» врагов было относительно немного, то в «Мародере» их количество должно резко возрасти. Предыдущие проекты «Апейрона» нахваливались журналистами, были любимы (хотя почему «были»?) довольно таки большой аудиторией, но для многих оказывались не по зубам. Новая игра станет немного попроще, но не стоит забывать о различных уровнях сложности.
Ролевая система
Главный персонаж, его спутники, мирные жители и враги подчиняются единой ролевой системе, включающей в себя динамически развивающиеся атрибуты и навыки. Бойцы, управляемые искусственным интеллектом, не имеют никаких преимуществ перед игроком и его «семейными». Кроме указанных характеристик, в процессе приобретения профессионального мародёрского опыта, Вашим персонажам представится возможность выбрать т.н. «специализации» — особые умения, улучшающие параметры и владение навыками или добавляющие новые способности. Каждый персонаж обладает набором параметров и профессиональных навыков. Параметры напрямую влияют на поведение и эффективность действий персонажей в игровом мире. Чем выше значения атрибутов, тем больше положительный эффект их применения. Например, большое значение параметра силы позволит бросать предметы дальше, выдерживать большую нагрузку, наносить больший урон в рукопашном бою. Профессиональные навыки отражают способность персонажа использовать свои физические характеристики и жизненный опыт в специфических областях военной службы. За время игры значения параметров и навыков будут расти, когда персонаж совершает зависимые от них действия.
Основные характеристики
- Опыт. Накапливается по мере обучения персонажа, оказывает прямое действие на применение всех профессиональных навыков – при переходе на очередной уровень опыта персонаж получает баллы, на которые можно приобрести специализации по вашему выбору. Уровень опыта влияет на силу и длительность получаемого шока от ранений. Увеличивается активными боевыми действиями (например, уничтожением врагов) и выполнением игровых заданий.
- Здоровье. Количество единиц здоровья определяет максимальный урон, который может быть нанесен персонажу. Увеличивается при получении персонажем ранений, может быть
- увеличено при выборе некоторых специализаций.
- Сила. Физическая сила персонажа. Влияет на дальность бросков, величину максимального переносимого груза, величину наносимых повреждений в рукопашном бою, эффективность стрельбы из тяжелых видов вооружения, а также на вероятность взлома при помощи «фомки». Сильные персонажи смогут удерживать лёгкие пулемёты, стреляя из них прицельно в положении «стоя». Увеличивается передвижением с нагрузкой.
- Выносливость. Определяет скорость восстановления единиц энергии, позволяющей персонажу совершать действия, связанные с передвижением и удержанием оружия в положении «навскидку». Если энергия персонажа падает до нуля (приобретает отрицательное значение), то он теряет сознание. Чтобы наемник пришел в себя, энергия должна восстановиться хотя бы до 1-5 единиц. Увеличивается при длительном перемещении, в особенности, беге.
- Ловкость. Сказывается на скорости любого вида передвижения и перекладывания предметов в пределах инвентаря, а также времени подготовки оружия к бою. Увеличивается при метании предметов.
- Зрение. Сказывается на скорости обнаружения объектов и противников в условиях ограниченной видимости и на точности прицельного огня. Хорошее зрение также помогает в поиске мин-ловушек.
- Слух. Определяет расстояние, на котором персонаж сможет определить местоположение источника шума.
Тактика и воровство
Ну, насчет того, что Ахмету в одиночку предстоит все разгребать – это мы немножко слукавили. Дело в том, что «Мародер», при всех задатках боевика от третьего лица про обиженного на белый свет единоличника, – тактическая стратегия, в которой бразды правления привязаны не только к главному герою, но и к его напарникам, число которых может варьироваться. Каждый раз пополнение в боевом отряде обставлено на должном уровне и не выглядит, как вербовка бойцов из, к примеру, Dungeon Siege. В «Мародере» процесс выбора потенциальных напарников сделан лучше и выглядит более органично и естественно.
Сам игровой процесс не менялся уже на протяжении четырех с лишним лет – в бою мы все так же пользуемся паузой. Важно, что вы сами вправе выбирать, когда остановится ход: можно прописать как все тринадцать условий, среди которых затесалось даже «Подозрительный звук поблизости», так и оставить только самые важные, а можно их вовсе отключить. Если вы сделаете последнее, то будьте готовы к тому, что «Мародер» из тактической стратегии превратится в затянутый и атрофированный экшен. А все потому, что на выполнение героем любого действия тратятся, нет, не условные очки действия, а время. Реальное, да.
Выглядит это приблизительно следующим образом: вы, забыв на минутку о том, что играете в тактическую стратегию от «Апейрона», насылаете своего Ахмета с модифицированным «АМК-74» (лицензию на использование настоящих названий разработчики так и не приобрели) на стадо «быков с барсетками» и в тот же час стремглав выводите героя на оборонительную позицию за соседним заборчиком. А все потому, что выиграть бой нахрапом не получится – нужно постоянно выманивать врагов на открытую территорию, не гнушаться самому использовать укрытия, вести огонь из разных положений, пользоваться точной системой прицеливания и стараться выбирать действия, требующие как можно меньше времени. Ибо, как и в настоящей жизни, оно тут бесценно. Зазевался на секунду – получи пулю в лоб. В противовес отягощающей по продолжительности тактике появилась полноценная система перков. Параметры персонажей растут автоматически, но теперь еще можно прокачать полезные умения: возможность быстрее вскидывать ружье или таскать с собой кучу всякого барахла.
Роль перевалочной базы, где можно выспаться, ущипнуть «бабу» за что-нибудь причинное или же приготовить взрывчатку на газовой плите, выполняет, как несложно догадаться, квартира Ахмета. Под его же юрисдикцию попадает и сама пятиэтажка, где это жилье и расположено. О том, что ваш дом – ваша крепость, нужно не забывать и быть всегда начеку. Отбиваться от мародерствующих соседей и проводить полномасштабные акции по укреплению своего жилища придется не один раз. Бороться с недругами предлагают с помощью обширного арсенала, припрятанного во всевозможных ящиках, которые нужно взламывать и обчищать до последнего (вы ведь еще не забыли, что Ахмет – мародер по принуждению?).
Пушки можно купить и на местном базарчике, но будьте готовы отвалить за них приличное количество патронов калибра 5.45, ибо прочие дензнаки у местных торговцев особой популярностью не пользуются. Ассортимент магазина распределен по следующим разделам:
- Оружие – здесь выставлено всё имеющееся в продаже холодное и огнестрельное оружие, магазины и патроны всех калибров, а также гранаты и мины.
- Снаряжение – здесь выставлены на продажу все дополнительные устройства, такие как оптические и коллиматорные прицелы, фонари, лазерные целеуказатели, сошки и подствольные гранатомёты. Кроме того, в этой закладке находятся бронежилеты и пластины для них, разгрузочные жилеты и рюкзаки.
- Другое – в этом разделе находятся все прочие вещи: аптечки, ремнаборы, отмычки и съестные припасы.
Переключение между разделами осуществляется при помощи кнопок в левой верхней части экрана, над списком товаров. В игре используется бартерная система торговли – при полном обесценивании денег в качестве денежной единицы применяются патроны разного калибра – однако, можно сговориться и об обмене одного товара на другой. Стоимость предметов в «пятёре» указана в левом верхнем углу изображения предмета. Некоторым торговцам не нужны определённые предметы – например, торговец оружием не станет меняться на медикаменты. Предметы, не нужные выбранному торговцу, помечены значком, напоминающим дорожный знак «кирпич» — красный круг с белым прямоугольником посередине. Поищите другого торговца, заинтересованного в такого рода предметах. С левой части экрана отражён инвентарь активного персонажа. Вы можете переключаться между персонажами в группе, не выходя из экрана торговли, кликая на их портреты. Правая часть экрана торговли содержит ассортимент торговца. Средняя часть экрана торговли – собственно, обменный стол. Перетащите предметы, которые хотите приобрести, в поле верхнего отделения – это стол покупки. В окне между окнами покупки и продажи отразится цена выбранных предметов, указанная в «пятёре» — патронах калибра 5.45. Патроны других калибров также могут быть использованы в качестве денежных единиц, однако их стоимость также измеряется в «пятёре», например патрон калибра 9 мм стоит как половина патрона 5.45. Вы не сможете приобрести желаемое, не уравняв (или превысив) стоимость приобретаемых предметов – перетащите из инвентаря персонажа в нижний раздел стола торговли предметы на продажу. Обратите внимание – торговец будет покупать Ваши предметы по заниженной цене. Кроме того, на стоимость предметов сильно влияет степень износа продаваемых предметов – чем выше износ, те меньше стоимость. Выбрав предметы для покупки и уравняв их стоимость своими предметами, нажмите кнопку «Обмен». Если цена предметов бартера, предложенных Вами, не устроит торговца, сделка не состоится, и торговец прокомментирует данное событие – в правой верхней части экрана появится его портрет с сообщением.
Звук
Подобные мелочи как-то особенно хорошо способствуют погружению в атмосферу, но звук делает это еще лучше. Честное слово, вроде бы и на качественную озвучку разработчики поскупились, и здешнему миру порой не хватает дополнительных «мелодий жизни», но когда вслушиваешься в композиции сухого и, в то же время, очень печального и гнетущего саундтрека, сам себе внушаешь, что так оно все и надо, так лучше всего. Задумываясь о не самой радужной судьбе этой игры, приходишь точно к такому же выводу.
Вердикт
Плюсы: атмосферный саундтрек; проверенная временем игровая механика с «умной» паузой; богатый выбор оружия и снаряжения.
Минусы: движок на ладан дышит; малое количество нововведений; общая вторичность; баги.