Command & Conquer
Command & Conquer (с англ. — «командуй и завоёвывай», сокращается до C&C; также известна под подзаголовком Tiberian Dawn (в переводе с англ. — «Рассвет тиберия») — компьютерная игра в жанре стратегии в реальном времени, разработанная компанией Westwood Studios и впервые изданная компанией Virgin Interactive в 1995 году; первая игра в одноимённой франшизе и первая игра в сюжетной тибериевой подсерии.
Системные требования
- Процессор Pentium 60;
- Память 8 MB;
- Видеокарта 1 MB;
- Жесткий диск 30 MB.
Описание
Действие игры разворачивается в альтернативной временно́й реальности, условно современной нашей, в которой по всему миру идёт война между двумя глобализированными группировками — международными войсками ООН, объединёнными в Глобальную Оборонную Инициативу, и военно-религиозным Братством Нод; обе стороны борются за обладание тиберием — инопланетной субстанцией, медленно распространяющейся по всей планете.
Первые идеи касательно Command & Conquer были заложены во время разработки предыдущей игры компании — Dune II 1992 года, пополняясь концептами, представленными в последней. Под впечатлением от событий, происходивших на тот момент в мире (война в Персидском заливе, югославские войны), разработчиками был создан соответствующий сеттинг. Особой чертой игры стали видеоролики, сопровождающие прохождение игровых кампаний и снятые с участием живых актёров; в числе последних известность получил режиссёр видеороликов Джозеф Кукан, также сыгравший главную роль — лидера Братства Нод Кейна.
Сюжет
По сюжету игры, в 1995 году на Землю в районе реки Тибр в Италии падает метеорит, который становится источником распространения внеземной субстанции, получившей название тиберий (вариант тибериум). Исследования выявляют, что инопланетный минерал обладает очень сильным энергопотенциалом и представляет большую ценность для экономики мира. Однако позднее оказывается, что тиберий также вызывает мутации и уничтожает биосферу планеты. Вскоре древнее тайное общество, называющее себя Братством Нод (англ. Brotherhood of Nod), проявило интерес к этой новой субстанции, и начало вкладывать инвестиции в разработку средств для добычи тиберия и его переработки, опережая соответствующие наработки научного сообщества. В скором времени, Нод во главе с харизматичным предводителем, известным под именем Кейна, получило контроль над примерно половиной всех поставок и с их помощью набирает огромную армию последователей по всему миру.
Вскоре по всему миру проходит серия террористических актов (из которых один, совершённый в вымышленном торговом центре в Вене, показывается в начале вступительного ролика). Ответственность за теракты была быстро возложена на Братство Нод, после чего Совет безопасности ООН пришёл к пониманию того, что Кейн и его организация начинают кампанию глобального терроризма, и организует международную военную коалицию, получившую название Глобальной Оборонной Инициативы (англ. Global Defence Initiative; сокращённо GDI). В итоге конфликт двух сторон приобретает форму глобальной войны с терроризмом, впоследствии получившей название Первой тибериевой. Действие игровых кампаний начинается вскоре после появления тиберия, хотя конкретные временные рамки не указаны в игре.
Игровой процесс
Command & Conquer является стратегией в реальной времени, в которой игровой процесс строится по принципу «собирать (ресурсы) — построить (базу) — завоевать», введённом Westwood Studios в своей предыдущей игре Dune II, но в отличие от этой и последовавшей за ней в 1994 году Warcraft: Orcs & Humans, в Command & Conquer различия между игровыми сторонами (фракциями) проявлены в гораздо большей степени. Согласно означенному принципу, игроку требуется собирать ресурсы (конкретно в игре — тиберий), необходимые для строительства и расширения базы и подготовки боевых единиц (юнитов) для защиты базы и разгрома вражеских сил. Игроку предлагается выступить на стороне одной из двух фракций — GDI либо Нод.
Важным моментом стало расширение функции «рамки выделения», введённой ранее в Warсraft — если в последней было возможно одновременно управлять только четырьмя юнитами на поле боя, то в Command & Conquer стало возможным выделить все войска, расположенные на экране.
Строительство базы
Как и в Dune II, игровой процесс в Command & Conquer требует от игрока в первую очередь построить базу и затем собрать ресурсы, которые потом используются для расширения базы и производства различных типов юнитов. Строительство осуществляется из соответствующего специального сооружения — сборочного цеха (англ. Construction Yard, вариант сборочный двор): сначала идёт подготовка «заказанного» здания в сборочном цеху, которая может занимать определённый промежуток времени в зависимости от выбранной постройки, после чего «готовая» постройка размещается в пространстве вблизи уже имеющихся.
Единственным источником денег (кредитов) в игре является тиберий, собираемый с соответствующих полей специальной техникой — харвестерами (англ. Harvester) и доставляемый для последующей разгрузки и переработки в соответствующие постройки — обогатители (англ. Tiberium Refinery), имеющие ограничение на количество помещающегося тиберия, вследствие чего игроку для расширения лимита требуется построить вспомогательные сооружения — хранилища (англ. Tiberium Silo).
Другим важным ресурсом в игре является электроэнергия, производимая только энергостанциями (англ. Power Plant): как стандартными, так и нововведёнными улучшенными (англ. Advanced Power Plant) — более затратными, чем стандартные, но дающими значительно больший выход поставляемой электроэнергии; сооружения всех иных родов требуют при строительстве определённое количество электроэнергии; при превышении доступного количества некоторые сооружения (в частности — оборонные сооружения и радар) перестают работать либо работают очень медленно; также, количество поставляемой электроэнергии определяется степенью повреждений, полученных энергостанцией.
Различные сооружения и юниты, производимые игроком, в совокупности образуют технологическое древо, в котором доступ к технологически более совершенным, а соответственно, более дорогим сооружениям и юнитам осуществляется после строительства требуемых для этого сооружений. В случае, если такие сооружения будут уничтожены, доступ к полученным технологиям может быть заблокирован.
База может быть защищена различными сооружениями, в число которых входят как заградительные укрепления (мешки с песком, сетки Рабица и бетонные стены), так и активные оборонительные сооружения, такие как сторожевые башни у GDI (пулемётные либо ракетные); орудийные башни, установки ПВО и Обелиски света (англ. Obelisk of Light) у Нод.
Боевые единицы
В Command & Conquer все боевые единицы подразделены на три типа: пехоту, наземную технику и авиацию. Примерно в игре присутствует 50 видов боевых единиц и сооружений, некоторые из которых являются общими для обеих сторон.
GDI, как пишут Брюс Герык из GameSpot и вслед за ним Дмитрий Чеканов из 3DNews, «больше рассчитывает» на огневую мощь — их юниты более прочные и мощные, чем имеющиеся у Братства, но при этом их строительство обходится более дорого по количеству как затрачиваемых ресурсов, так и по времени. В противоположность GDI, силы Братства опираются на скорость; соответственно, их юниты являются более дешевыми относительно стоимости и времени подготовки, и поэтому менее выносливыми, но при этом более мобильными. У обеих сторон в наличии имеется спецоружие; у GDI таковым является орбитальное ионное орудие (англ. Ion Cannon), управлялемое из улучшенного командного центра (англ. Advanced Communications Center); у Нод спецоружием является ракетно-ядерный удар, запускаемый из храма Нод (англ. Temple of Nod).
Режимы игры
Кампания
Одиночная игра в Command & Conquer включает две сюжетных кампании за обе стороны внутриигрового конфликта, каждая из которых подразделена на несколько миссий, сопровождаемых видеороликами, в которых представитель одной из фракций (генерал Шепард в кампании GDI, Сет и позднее Кейн в кампании Братства) разъясняет игроку цель задания; выбор кампаний происходит в начале новой игры. В большинстве миссий кампаний от игрока требуется разгромить либо захватить базу противника; в отдельных случаях целью игрока является захват либо защита некоего значимого объекта; некоторые миссии вносят разнообразие в традиционную схему игры, включая в себя отсутствие базы либо наличие побочных заданий, при выполнении которых игрок получает доступ к дополнительным возможностям. Во время прохождения игроку может предлагаться выбор между выполнением одной из двух или трёх предложенных миссий.
Коллективный режим
Оригинальная версия игры для DOS включала в себя режим многопользовательской игры до 4-х человек, что было редкостью в то время; режим многопользовательской игры через Интернет посредством сервиса Westwood Online был добавлен в Gold Edition. Тем не менее, в связи с изменениями в библиотеках IPX на Windows 2000 и Windows XP, сетевая игра (как минимум до появления сервиса CnCNet) стала невозможной, кроме как через параллельный или последовательный порт.
Кампании
В игре есть 2 кампании за обе стороны тибериевого конфликта. Канонической считается кампания за GDI.
Кампания за GDI
В ходе кампании за GDI главной целью игрока является ликвидация европейских сил Нод. Под командованием генерала GDI Марка Джеймисона Шепарда (англ. Mark Jamieson Sheppard) игрок должен провести ряд операций: от простой высадки на побережье до актов спасения мирных жителей и учёных (в частности — доктора Игнатио Мёбиуса (англ. Ignatio Mobius), который исследовал тиберий), а также защиту штабов GDI. Миссии кампании проходят в странах центральной и восточной Европы.
Важным элементом сюжета этой кампании является международный скандал, вызванный через манипуляцию общественным мнением, посредством которой Братству через лояльного ему журналиста Грега Бардетта (англ. Greg Burdette) удалось убедить общественность в нападении и последующей резне, якобы устроенной войсками GDI в польском Белостоке. Как следствие, финансирование GDI было временно сокращено, и часть миссий игроку приходится проходить ограниченными силами. В конце концов, игрок осаждает главную базу Братства — храм Нод в Сараеве — и разрушает последний с помощью ионного орудия, уничтожив, как казалось, Кейна вместе с ним.
Кампания за Братство Нод
В начале кампании Братства игрок в роли новобранца выполняет задания под началом помощника Кейна Сета (англ. Seth). После попыток Сета склонить игрока к вторжению в США без согласия на это Кейна, последний убивает его и по дальнейшему действию кампании поручает игроку задания напрямую. Цель игрока — заставить GDI вывести свои силы из северной Африки с помощью как конвенционного, так и неконвенционного оружия. Окончательной целью является строительство храма Нод в Южной Африке и захват контроля над ионным орудием; в итоге весь африканский континент оказывается в подчинении Братства, планирующего добиться такого же успеха и в Европе. В завершение игрок может выбрать для уничтожения посредством захваченного ионного орудия один из четырёх предложенных объектов: Белый дом, Бранденбургские ворота, Эйфелева башня или Вестминстерский дворец. Вне зависимости от выбранного здания, GDI окажется под ударом и потеряет поддержку в развитых странах, что будет на руку Кейну.